СЧАСТЛИВЫХ ПОЛЕТОВ, ЯК-42! (1976—1980).
      Экономичный самолет для ближних магистральных линий.
 
     1976 год вошел в историю нашего государства как год XXV съезда КПСС. Для саратовских авиастроителей съезд имел особое значение. На нем была поставлена задача большой сложности.
     Среди значительных свершений народа, достигнутых в ходе предсъездовской вахты, Л.И.Брежнев в своей заключительной речи на съезде назвал начало испытаний нового пассажирского самолета Як-42. В утвержденных съездом «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» было определено начало эксплуатации этой машины в десятой пятилетке.
     Общая компоновка Як-42 с тремя двигателями, размещенными в хвостовой части фюзеляжа, двумя собственными пассажирскими трапами, выпускаемыми после посадки, напоминает Як-40. Однако младший брат выглядит значительно солиднее. Он почти в четыре раза вместительнее, берет на борт 120 пассажиров. Каждый из трех двигателей не только превышает по мощности все двигатели Як-40, но и намного экономичнее по расходу горючего. У новой машины более высокая скорость. Ее салон отделан легкими, красивыми материалами. Комфортабельный быстрокрылый лайнер, представляющий собой третье поколение отечественного авиастроения, призван заменить на ближних магистральных линиях самолет Ту-134.
     Максимальная оснащенность современной аппаратурой делает самолет поистине всепогодным. Электронная пилотажная и навигационная аппаратура способна проложить курс, провести самолет к посадочной полосе.
107
     Многократное дублирование бортовых систем гарантирует  безопасность  полета.
     Освоение Як-42 велось без прекращения производства самолетов Як-40. Это усложняло работу. Но главная трудность заключалась в другом. Необычными для саратовцев оказались большие по размерам, сложные по технологии и обработке детали.
     Переход к серийному выпуску Як-42 стал для завода новым рубежом технического прогресса. Пришлось провести перепланировку цехов, создать специальные участки для сборки крупных агрегатов, освоить новые материалы и технологические процессы. Производство каждого самолета начинается с того, что вычерчиваются плазы и создаются эталоны поверхности. Однако производственных площадей, необходимых для работы с деталями больших размеров, не оказалось. Под руководством заместителя главного технолога И.А.Канаева заводские специалисты создали оригинальные разъемные конструкции эталонов поверхности с применением эпоксидных композиций. Девятиметровые панели для крыльев, силовые шпангоуты, балки и кронштейны из твердых, труднообрабатываемых сплавов стали изготовлять на программных станках. С большим напряжением работали инженеры отдела программного управления во главе с А.И.Матюшкиным. Помогло освоение прогрессивных методов расчета управляющих программ с использованием электронно-вычислительной техники.
     Гидравлические прессы, развивающие большое удельное давление, позволяют получать детали, которые можно использовать в производстве без последующей доводки. Резко сократился ручной труд слесарей, которым прежде после штамповки на старом оборудовании приходилось «выколачивать» детали, доводя их до нужных размеров.
     Много творческих усилий было приложено при освоении штамповки деталей из титановых сплавов с предварительным нагревом. Применение клееклепаных соединений, болт-заклепок и других новшеств позволило повысить качество сборки, а в конечном итоге и эксплуатационную надежность.
     Пришлось решать и такую проблему, как вывоз с завода собранного самолета, имеющего большой размах крыльев.
108
     Все это требовало напряженного труда различных заводских подразделений, и прежде всего технических служб, возглавляемых главным технологом Н.М.Шестовым.
     А тем временем на одном из участков в стапеле невиданных прежде на заводе размеров шла сборка фюзеляжа новой машины. Коммунисты выдвинули задачу: снять первый фюзеляж со стапеля к 59-й годовщине Великого Октября. На общем собрании коллектив поддержал инициативу коммунистов, принял обращение ко всем смежным цехам и отделам с призывом в ближайшие дни дать недостающие детали, решить технические вопросы.
     Партком завода одобрил почин. Обращение сборщиков обсудили в цехах и отделах. Изготовление недостающих деталей взяли под общественный контроль. Сами инициаторы организовали круглосуточную сборку. Ход социалистического соревнования оперативно освещался. И вот 5 ноября около снятого со стапеля фюзеляжа состоялся митинг. Весь коллектив завода радовался успеху, хотя люди понимали, что будущая машина находится еще в начале пути. До первого полета оставался год.
     Вступление в пятилетку эффективности и качества ознаменовалось подъемом социалистического соревнования, рождением ценных починов. Ширилось движение за работу без отстающих. От взаимных претензий к рабочей гарантии перешли бригады литейного цеха, связанные единым технологическим циклом — изготовлением моделей, отливок и обработкой полученного литья. Бригада сборочного цеха, возглавляемая лауреатом премии Ленинского комсомола П.Левиным, начала движение за достижение за счет рационализации на каждом рабочем месте наивысшей выработки и отличного качества продукции.
     Хорошей традицией стало отмечать годовщины завода чествованием старейших работников, усилением пропаганды традиций коллектива. 45-летие завода было ознаменовано торжественным открытием на здании заводоуправления мемориальной доски. На красно-сером граните — изображение орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, которыми награжден завод,и надпись: «Саратовский авиационный завод — первенец первой пятилетки — вступил в строй 31 декабря 1931 года».
109
     В тот же день во Дворце культуры состоялся вечер трудовой славы. Первый секретарь Саратовского обкома партии В. К.Гусев поздравил собравшихся с успешным выполнением плана первого года пятилетки и по поручению Президиума Верховного Совета СССР вручил 16 рабочим и специалистам ордена и медали. На вечере чествовали победителей социалистического соревнования, старейших работников завода.
     В связи с 45-летием предприятия состоялись вечера, встречи с ветеранами труда.
     В инструментальный цех пришли 28 бывших работников, находящихся на пенсии. Среди них были те, кто закладывал фундамент цехового корпуса, кто, не считаясь со временем, трудился здесь в военные годы.
     Улыбки, поцелуи, восклицания: «Костя, ты помнишь?», «Тоня, узнаешь свой станок?» Деды и бабушки снова стали Костями, Тонями, Машами... Гостям показывали, как теперь собираются самолеты, работают станки с программным управлением. В свою очередь, ветераны рассказывали молодежи о своей счастливой судьбе, обеспеченной старости, дали наказ добросовестно, творчески относиться к делу, так же, как они, любить родной завод и умножать его славу.
     4 января 1977 года в просторном корпусе сборочного цеха состоялось общее собрание заводского коллектива.
—Призываю всех рабочих завода в юбилейном году работать еще лучше,— сказал кавалер ордена Ленина токарь А.И.Шеянов. Новатор сообщил, что задание первого года пятилетки он выполнил за 8 месяцев и взял обязательство завершить личную пятилетку за 3,5 года.
     На митинге было решено встать на трудовую вахту в честь 60-й годовщины Великого Октября. Принятый единогласно встречный план определил конкретные рубежи коллектива.
     В марте состоялся XVI съезд профсоюзов СССР. Среди его делегатов была молодая работница завода токарь-револьверщица Наталья Аксенова.
—Впервые в жизни я приехала в Москву и сразу попала во Дворец съездов,— рассказывала   она, выступая перед рабочими.— Эти дни запомнятся мне на всю жизнь. Огромное впечатление произвела речь товарища Л.И.Брежнева. Очень тепло сказал Леонид Ильич о молодежи: «...мы спокойны: у нас надежная, достойная смена». Ко многому обязывает такая высокая оценка.
     Слушая выступления на съезде, молодая работница вспоминала родной завод, своих первых наставников В.С.Крючкову и З.В.Пименову, которые помогли вчерашней школьнице освоить профессию, научили любить труд, гордиться рабочим званием.
     На съезде Н.Н.Аксенову избрали кандидатом в члены ВЦСПС. Выполняя это ответственное поручение, она внимательно относится к предложениям рабочих, помогает решать вопросы социального развития заводского коллектива. Произошли добрые перемены и в ее личной судьбе: окончено вечернее отделение института.
      Второй раз в истории предприятия рабочие и служащие принимали участие во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР. Радуясь глубоким социально-экономическим изменениям, которые произошли в стране после 1936 года, ветераны с гордостью говорили о замечательных переменах в жизни заводского коллектива, о новых производственных корпусах, высокопроизводительном оборудовании, о благоустроенных жилых поселках завода.
     Обсуждая проект нового Основного Закона, рабочие и служащие, жители заводских поселков высказывали свои мысли и предложения, выражали стремление работать еще лучше на благо Родины. А им есть с кого брать пример. В эти дни городской Совет присвоил звание почетного гражданина города Саратова токарю завода Михаилу Федоровичу Храмову.
     Рано оставшись без отца, шестнадцатилетний подросток в 1939 году пришел в механический цех. А через три года способный, трудолюбивый комсомолец Михаил Храмов — стахановец-«тысячник», выполняющий дневные нормы на 1000 процентов.
     Всю жизнь он верен своему механическому цеху. Меняются только станки. Но что удивительно,достоинства и «капризы» каждого из них он до сих пор отчетливо помнит.
     У Михаила Федоровича общительный характер. Он умеет шуткой разрядить атмосферу затянувшегося спора, поддержать человека в трудную минуту. Однако в рабочее время отвлекаться не любит, тогда его мысли сосредоточены на одном: как лучше выполнить порученное дело. Токарю высшего, шестого, разряда простых заданий не дают. Приходится постоянно прилагать все свое мастерство, творческую смекалку, умело использовать новую оснастку, чтобы регулярно перевыполнять нормы.

111
     Передовой рабочий отмечен высшей наградой Родины: ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Коммунист М.Ф.Храмов достойно представляет рабочий класс Саратова в партийных и советских органах. Он избран членом бюро областного комитета партии, депутатом областного Совета народных депутатов.
* * *
     «Чем дальше в историю отходят от нас годы войны, тем полнее и ярче проявляется величие героического подвига советского народа, мужественно отстоявшего в невиданно жестокой борьбе с фашизмом нашу Родину, завоевания социализма». Эти слова, сказанные товарищем Л.И.Брежневым, звучали в выступлениях участников митинга, посвященного открытию монумента самолета Як-3.
     ...Набирая высоту, взмывает над проспектом Энтузиастов изготовленный из бронзы в натуральную величину прославленный истребитель. Он установлен на гранитном постаменте около заводской проходной. На мраморном кольце надпись: «Героям фронта и тыла 1941—1945 годов».
     Диспетчер Б.П.Борисов, в прошлом летчик, летавший на легендарных «яках» и сбивший в воздушных боях 12 вражеских самолетов, слесарь А.Т.Жуков, собиравший на конвейере самолеты в годы войны, и другие выступившие на митинге призывали высоко держать честь заводского коллектива, созидательным трудом крепить дело мира.
     Каждый день тысячи людей проходят и проезжают мимо монумента. О многом напоминает он ветеранам, заставляет задуматься молодежь. Комсомольцы и пионеры собираются здесь послушать рассказы о подвигах дедов и отцов. Бронзовый «як» зовет любить Родину, ценить мирное небо, но, если потребуется, по примеру героев Великой Отечественной войны встать на защиту своего счастья.
     Трудовыми успехами   встречал   коллектив 60-летие Великого Октября. По итогам юбилейного соревнования обком КПСС, областной Совет народных депутатов, облсовпроф и обком ВЛКСМ присудили авиастроителям на вечное хранение памятное Красное знамя. В канун праздника во Дворце культуры состоялось вручение знамени и правительственных наград.
     Орден Ленина и золотая медаль «Серп и молот» в связи с присвоением звания Героя Социалистического Труда были вручены токарю С.И.Сухорукову.
     Со своей профессией крестьянский паренек впервые познакомился в 1949 году в заводском ремесленном училище. Два года спустя пришел в цех, где изготовляется сложная оснастка для механического и заготовительного производства. Здесь особо высокие требования к точности и чистоте обработки металла. Почувствовав недостаток знаний, в возрасте уже за 30 Сергей Иванович снова сел за парту и получил среднее образование.
     Изо дня в день, из месяца в месяц перевыполняет задания коммунист, передовой рабочий. Источник успехов — максимальное использование техники. В одном случае им создается приспособление, в другом — комбинированный резец, позволяющий экономить вспомогательное время.
      Сергея Ивановича отличает особая любовь к молодежи. 5-6 учеников за пятилетку осваивают квалификацию с помощью бессменного председателя цехового совета наставников. Но невозможно подсчитать, сколько школьников пришли на производство после его выступлений на вечерах встреч, бесед с Героем Социалистического Труда, вся жизнь которого служит ярким свидетельством того, как ценится в нашей стране высокая должность — рабочий.
     Яркой страницей войдет в историю завода 29 ноября 1977 года. В 3 часа дня на взлетную полосу вырулил самолет Як-42. Включаются на полную мощность двигатели. Короткий разбег — и машина плавно отрывается от земли. Приветственно машут руками провожающие, среди которых много рабочих, представители областных и городских организаций.
     Прошло немного времени, и Як-42 приземляется на своем аэродроме. Командир экипажа заслуженный летчик-испытатель СССР Ю.А.Шевяков рассказывал:
— Редкий случай в авиации: первая серийная машина приземлилась на запасном аэродроме и через полчаса без единого замечания снова поднялась в небо. Это свидетельство высокого класса труда саратовских авиастроителей.

113
     С большой заинтересованностью обсуждалось на заводе Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года и усиление борьбы за повышение эффективности производства и качества работы». Осуществляя выдвинутые в нем задачи, партийная организация завода нацелила рабочих и специалистов на приведение в действие резервов, добивалась, чтобы каждый осознал свою роль в общей борьбе за успешное выполнение плана третьего года пятилетки.
     В связи с приближающимся 60-летием Ленинского комсомола письмо призывало комсомольцев и молодежь ознаменовать юбилейную дату новыми трудовыми достижениями.
     На всех этапах истории завода комсомольцы брались за самые трудные дела, шли в первых рядах борцов за выполнение и перевыполнение производственных планов. Юбилейный год стал особенно плодотворным. С первых его дней разгорелось соревнование, в котором выделялись токарь В.Панюшкин, ставший лауреатом премии Ленинского комсомола, фрезеровщик А.Юнаковский, лучшие рационализаторы слесари В.Захарюта, А.Яшин и другие.
      25 апреля открылся XVIII съезд ВЛКСМ. Среди его делегатов была фрезеровщица Ольга Жидкова. Эта веселая, общительная девушка приехала в Саратов из Краснодарского края. В техническом училище она получила профессию. Придя на завод, стала продолжать учебу в вечернем филиале авиационного техникума. Молодая станочница заслужила звание ударника коммунистического труда.
- Она очень тонко чувствует станок, к каждому заданию подходит как к экзамену. Когда работа идет хорошо, ее лицо озаряется румянцем, светится счастьем,— рассказывали комсомольцы о своей подруге.
      На вечере «От съезда к съезду» секретарь комитета комсомола Б.Шилин представил собравшимся во Дворце культуры делегатов комсомольских съездов, многие из которых начинали трудовой путь в заводском коллективе.
114
      Своими воспоминаниями поделились бывшие комсомольские активисты, делегаты съездов В.Г.Гугелев, Т.В.Жидкова, В.С.Иванов. О делах и планах комсомольцев Саратова рассказал первый секретарь горкома ВЛКСМ Анатолий Скоблилов, также начинавший свою рабочую биографию в заводском коллективе.