К читателю.

   Авторы предлагаемой читателю книги «Судьба...», прошедшие весь трудовой путь на Саратовском авиационном заводе, в коротком историческом повествовании рассказали о славных трудовых победах и традициях сплоченного многотысячного коллектива рабочих, инженеров и руководящего состава.
   В трудное время начала 30-х годов 20-го века за 18 месяцев был построен завод «Саркомбайн», давший стране 39 тыс. зерноуборочных комбайнов.  С огромным энтузиазмом заводчане учились грамоте, осваивали производственные профессии, создавали социальную сферу. Все это совершалось в невиданно короткие сроки. Год от года росли профессиональные и технические возможности Саратовских комбайностроителей, завод становился флагманом Саратовских машиностроителей.
   В августе 1937 года по решению Совета Труда и Обороны СССР завод был передан Наркомату авиационной промышленности. Потребовалось переобучение всего персонала рабочих и технических специалистов, строительство аэродрома, создание летной службы. Родился авиационный завод, вскоре занявший одно из ведущих мест в отечественном авиастроении.
   Началом авиастроения на заводе стали истребители Р-10 и И-28. Особо важное задание было поручено заводу в июне 1940 года - в трехмесячный срок освоить производство самолета Як-1 конструкторского бюро, возглавляемого Яковлевым А.С.
   Это задание коллектив завода успешно выполнил.
   Огромный вклад саратовские авиастроители внесли в победу советского народа в Великой Отечественной войне, дав фронту самолетов-истребителей Як-1 и Як-3 более 13 тысяч. 28 раз завод награждался переходящим Знаменем ГКО, которое осталось у завода на вечное хранение. За большие заслуги перед Отечеством в годы войны завод был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
   В послевоенные годы завод напряженно работал над освоением и серийным выпуском новейших образцов авиационной техники. С каждым новым типом самолета или ракеты совершенствовалась технология, создавались новые цеха и производственные участки, постоянно готовились руководящие кадры, рабочие и специалисты. Более 20 типов летательных аппаратов освоено и серийно выпускалось саратовскими авиастроителями.
   В пятидесятых годах 20-го века заводскими специалистами разработана система бездефектного изготовления продукции, которая была распространена на многие предприятия СССР.
   Заводским коллективом была создана большая социальная сфера: построено более 500 тыс. кв. м жилья, 22 детских садика, Дворец культуры, поликлиника, дом отдыха, пионерский лагерь, заводской совхоз и много других объектов.
   Это был период небывалого подъема технического развития, производственных возможностей, роста всего коллектива.
   В 1982 году за выдающиеся успехи завод был награжден третьим орденом - орденом Октябрьской Революции. Саратовский авиационный завод стал самым мощным и современным предприятием Саратовской области.
   В начале 90-х годов 20-го века в стране произошли серьезные политические изменения. Стали ненужными пассажирские самолеты Як-40 и Як-42, самолеты с вертикальным взлетом и посадкой Як-38, ракетная техника. Оказалась ненужной, как говорили современные руководители, «непрофильная социальная сфера».
   Такова, по мнению авторов, 80-ти летняя история огромных трудовых побед коллектива Саратовского авиационного завода и его ликвидации.
   Такова «Судьба...»
   Я убежден, что эта книга, написанная ветеранами Саратовского авиационного завода В.А. Аристарховым, А.Ф. Бернадским, Г.И. Егоровым, поможет увековечить память о заводе, трудовых подвигах заводчан, их преданности авиации, любви к Родине.

Дубровин Николай Иванович,
бывший главный инженер,
исполнительный директор,
Председатель Совета директоров
Саратовского авиационного завода.

Предисловие