Завод получил задание приступить к серийному производству широкоуниверсальных фрезерных станков модели «675». В соответствии с распоряжением Саратовского совнархоза уже в четвертом квартале 1960 года предстояло начать их выпуск.
     Создали специальный цех. К производству станочных деталей были привлечены литейный, кузнечный, многие механические цехи. В результате коллективных усилий к 43-й годовщине Великого Октября первый станок был отправлен потребителю.
     С первых дней 1961 года на заводе развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу XXII съезда партии. Все больше бригад, отделений, цехов включались в борьбу за звание коллективов коммунистического труда.
     Одним из первых коллективов коммунистического труда среди технических служб предприятия стала группа конструкторского отдела, руководимая В.Н.Мордвинкиным.
     Отработка чертежей, усовершенствование схем оборудования, рационализаторская деятельность - все было использовано для того, чтобы добиться повышения производительности труда и качества продукции, снижения ее себестоимости. Все члены коллектива работали над повышением своего технического уровня, а четверо из них, не довольствуясь средним техническим образованием, поступили на вечернее отделение института.
     Добрый почин группы Мордвинкина нашел последователей в других конструкторских группах.
83
     Активно участвовал заводской коллектив в реализации большой программы помощи сельскому хозяйству. Были приняты заказы на изготовление ста комплектов доильных установок «Елочка», сложных конструкций для строительства животноводческих помещений. В трех колхозах подшефного Перелюбского района шефы проложили водопровод, механизировали подачу кормов и уборку навоза, электрифицировали животноводческие и бытовые помещения. Шефы построили два коровника и птичник, осуществили ряд других мероприятий. Особенно отличилась бригада электриков мастера Г.К.Курышева. Она в сжатые сроки выполнила задание по электрификации домов колхозников и различных производственных помещений.
     Полугодовой план 1961 года был выполнен досрочно. За разработку конструкций и строительство жилых домов буровикам и 50-тонного пневмогидропресса для изготовления деталей из резины и пластмасс Главный комитет ВДНХ СССР наградил завод Дипломом.
     На проходившей в июле XX заводской партийной конференции отмечалось, что коллектив добился значительных успехов в производственной деятельности. Заметно повысился уровень работы партийных организаций многих цехов. Секретарем парткома был избран А.М.Янкин.
     С большим удовлетворением встретили на заводе сообщение о том, что самолетостроителям присуждено переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Седьмой раз подряд удостаивался заводской коллектив такой высокой награды за свой труд.
     Новыми достижениями встретил коллектив открывшийся 17 октября 1961 года XXII съезд КПСС.
     За период между XXI и XXII съездами партии новаторы предприятия внедрили 9150 предложений, увеличив рационализаторский фонд семилетки на несколько миллионов рублей. Работники отделов главного механика и главного технолога модернизировали 300 станков. Было построено семь конвейерных линий. 180 рабочих окончили вечерние и заочные институты, получили высшее образование.
84
     К открытию XXII съезда КПСС в институтах, техникумах, вечерних школах училось почти 2000 работников завода. Несколько тысяч рабочих повысили свою квалификацию и получили вторые профессии. Число рабочих и мастеров, пользовавшихся правом самоконтроля, выросло в шесть раз.
     За это время заводской коллектив получил свыше 41 тысячи квадратных метров благоустроенной жилой площади. Количество детских садов увеличилось в полтора раза.
     31 августа 1962 года стало знаменательным для всего заводского коллектива. В этот день с конвейера сошел юбилейный, тысячный, станок М-675. Тот факт, что предприятие за сравнительно короткий срок дало стране 1000 точнейших станков, причем без единой рекламации, давал законное основание гордиться.
     К сожалению, в целом год складывался тяжелым. Из-за задержки поставок материалов, оборудования и по другим причинам завод не выполнил план десяти месяцев.
     Принимались энергичные меры для того, чтобы исправить положение, ликвидировать задолженность. О том, насколько все помыслы были направлены на осуществление этой цели, свидетельствует факт добровольного перехода до конца года инженеров и техников, имевших прежде специальности токарей, фрезеровщиков, слесарей, в механические и заготовительные цехи для работы на станках, на участках сборки. Среди этих энтузиастов были В.Н.Шмыгин, Н.М.Жуков, М.Е.Голубев, В.А.Казаков и другие.
     Решающий вклад в выполнение годовой программы внес коллектив сборочного цеха. Завод успешно завершил годовой план по всем показателям.

     За высокую культуру производства.
     Новым шагом в развитии системы бездефектного изготовления продукции явилось создание в 1963 году постоянно действующей комиссии по чистоте и культуре производства. Возглавил ее главный инженер завода Н.Я.Мирошниченко.
     Такие комиссии были созданы и в цехах. На них возложили обязанность проверять состояние производственных помещений и прилегающих территорий. Результаты проверок каждую неделю рассматривались на совещаниях по качеству.
85
     Наиболее ответственные технологические операции были взяты под контроль, а их исполнители аттестованы с выдачей специальных удостоверений. Вводилась инспекторская перепроверка готовых деталей и узлов, сданных па склады. Для разработки и внедрения приборов, механизирующих и автоматизирующих контрольные операции, создали специальную конструкторскую группу.
     В 1963 году самолетостроители оказали значительную помощь городскому транспорту Саратова. В цехах был организован капитально-восстановительный ремонт троллейбусов. Доставленные на завод волоком, изношенные машины превращались под умелыми руками самолетостроителей в сверкающие лаком и краской исправные троллейбусы.
     Крупным вкладом в развитие саратовской системы явилась организация в октябре 1963 года отдела надежности. В его обязанности вошли систематический анализ качества, решение перспективных вопросов, связанных с дальнейшим повышением надежности выпускаемой продукции.
     Канун 46-й годовщины Октября был ознаменован торжественным открытием на территории завода памятника Владимиру Ильичу Ленину.
     В один из ноябрьских дней на собрании партийного актива завода обсуждался вопрос об улучшении работы с инженерно-техническими работниками. Было решено регулярно проводить дни мастера, технолога, конструктора, рационализатора. Во время этих встреч предполагалось организовывать широкий обмен опытом работы. Вскоре состоялся первый день мастера. Главный инженер Н.Я.Мирошниченко рассказал о выполнении программы за десять месяцев и задачах мастеров по выполнению годового плана. Основная задача средних и младших командиров производства заключалась в том, чтобы, опираясь на общественность, мобилизовать бригады на ритмичное выполнение плана.
     В докладе приводились данные о том, что за последние три года около 150 мастеров получили образование без отрыва от производства. Однако многие не пополняли свои знания. Решено было открыть школу мастеров, дающую среднее образование и технические знания. Позднее такие дни проводились с технологами и конструкторами. Они положительно сказались на совершенствовании деловых качеств младших командиров производства и работников технических служб, способствовали улучшению производственной деятельности.
86
     Важной вехой в дальнейшем развитии и совершенствовании системы бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления явилось решение бюро ЦК КПСС по РСФСР «Об опыте работы партийных организаций предприятий машиностроения Саратовской области по повышению качества выпускаемой продукции». Бюро ЦК КПСС по РСФСР одобрило положительный опыт работы саратовцев и рекомендовало его к широкому распространению.
С      первых дней 1964 года начались перестройки производства по методу непрерывного оперативно-производственного планирования (НОПП).
     Вначале НОПП стало внедряться в цехе, где велась сборка универсальных фрезерных станков. Прошло немного времени, и в цехе увидели плоды: улучшилось взаимодействие между заготовительно-механическим и сборочным участками, возросла производительность труда рабочих, увеличился их заработок.
     Дальнейшее внедрение нового метода планирования стало подкрепляться мерами по повышению культуры производства. Было принято решение о коренном переоборудовании ряда корпусов. Создание технологических линий, рациональная расстановка станков, более совершенная организация рабочих мест — все это способствовало преображению промышленных участков.
     Работы велись широким фронтом и очень интенсивно, при самом активном участии цехов, без остановки производства.
     Развернувшаяся борьба за культуру производства позволила подняться на более высокую ступень в освоении бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления.
      Непрерывно рос отряд передовиков, владеющих личным клеймом качества. На основных участках более 30 процентов исполнителей были переведены на самоконтроль. Около 60 процентов мастеров завода к тому времени самостоятельно, без участия контролеров, сдавали продукцию.

87
      Подходил к концу 1964 год. Интересной и разнообразной была жизнь заводского коллектива. В цехах шла борьба за успешное выполнение годовой программы. А во Дворце культуры театральный кружок под руководством режиссера-общественника Ю.А.Чушкина готовил спектакль — пьесу И.Голосовского «Хочу верить!». Волейболисты в спортивном зале оспаривали заводское первенство.
     Приятный сюрприз получили самые юные спортсмены. На стадионе на общественных началах было организовано отделение фигурного катания для ребят младшего возраста. Занятия вел тренер-общественник работник завода Ю.А.Салмов.
     1965 год был отмечен широким размахом жилищного и культурно-бытового строительства. Особую гордость вызвала сдача в эксплуатацию детского комбината «Звездочка». В комплексе из трех зданий, соединенных между собой теплыми галереями, созданы отличные условия для воспитания в нем детей от ясельного до школьного возраста.
     Хорошо потрудились на сооружении «Звездочки» бригады маляров Е.А Яковлева и К.И.Клочкова, каменщица В.М.Большакова, плиточник В.М.Лежнев, плотник А.И.Грязев, сварщик Ю.Грошев. Заботливыми шефами стройки были комсомольцы.
     На третьем жилучастке возводился широкоэкранный кинотеатр «Космос» на 600 мест. Тут же расположилась детская музыкальная школа с концертным залом и десятью классами, а рядом сооружался 220-квартирный жилой дом с встроенным комбинатом бытового обслуживания.
     Было чем гордиться коллективу заводских строителей, руководимому заслуженными строителями РСФСР П.А.Святославовым и И.С.Дудиным.
     Исполнилось десять лет с начала внедрения системы бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Система принесла заводу огромную выгоду. Значительно повысилось качество выпускаемых изделий, их эксплуатационная надежность и долговечность, сэкономлены многие тысячи часов рабочего времени.
     Коллектив предприятия законно гордится своим вкладом в создание и совершенствование стройной системы борьбы за качество. Постановлением Комитета Совета ВДНХ СССР от 28 сентября 1965 года за активное участие во внедрении системы бездефектного изготовления продукции Саратовский авиационный завод был награжден Дипломом первой степени.

88
     Комитет наградил медалями 42 авиастроителя. Золотых медалей были удостоены: заместитель главного инженера А.В.Быков, слесарь В.С.Гаврилов, директор завода Н.С.Денисов, бывший директор завода Б.А.Дубовиков, главный инженер завода Н.Я.Мирошниченко, слесарь В.Ф.Лузин.
В     о второй половине 1965 года завод получил новое важное задание. Предстояло готовиться к серийному производству 24-местного пассажирского турбореактивного самолета конструкции А.С.Яковлева.
     По своей сложности, объему и новизне этот самолет требовал особых усилий всего коллектива и даже реконструкции некоторых цехов.
Сроки сдачи агрегатов были определены сжатые. Ускоренными темпами велась установка стапелей, монтаж оснастки, строительные и монтажные работы. Новой машиной жил в эти дни весь коллектив.
     Ударники коммунистического труда слесари агрегатного цеха Н.В.Голов и С.М.Лещинский в течение нескольких лет работали по общему наряду. К выполнению каждого очередного задания друзья готовились заранее. При сборке оперения для нового самолета сборщики заблаговременно изучили чертежи и технологию, продумали все переходы и операции, старались максимально сократить рабочее время.
     Так трудились многие. Большой эффект давало внедрение заточки и доводки твердосплавного инструмента синтетическими алмазами. Все шире применялись механизация клепальных работ, прогрессивный метод групповой обработки деталей, универсально-сборные приспособления.
     В канун 1966 года был досрочно собран и сдан с первого предъявления первый комплект агрегатов для самолета Як-40.
     Впереди была упорная борьба за налаживание выпуска пассажирских самолетов, которая определила деятельность заводского коллектива на многие последующие годы.
     Рассказывая о производственных делах, нельзя не показать и другие стороны многогранной жизни коллектива авиастроителей.

89
     ...Осенний вечер. Группами направляются во Дворец культуры молодые рабочие, которым предстоит служить в рядах Советской Армии, продолжать и умножать традиции отцов.
     Завод провожал в армию хорошее пополнение. Большинство ребят, работая на предприятии, повысили образование, приобрели технические навыки. Они уже определили свой жизненный путь, избрали ту единственную профессию, которая дает настоящее удовлетворение.
     Вечер открылся докладом районного военного комиссара. Он рассказал об истории Советской Армии, о почетном долге каждого советского воина. Заставили задуматься молодежь воспоминания участника Великой Отечественной войны В.И.Пальчикова. С теплыми напутственными словами обратился к призывникам инженер А.Ф.Носов. Рядовым солдатом начал он свой путь, а теперь стоял перед ребятами гвардии майор в отставке с десятью орденами и медалями на груди.
     - Вступление в школу военного мастерства,— сказал Анатолий Федорович,— потребует от каждого из вас напряжения физических сил, высокой дисциплинированности, организованности. От имени живых и погибших, от имени матерей и отцов ваших, от имени всех советских людей я говорю вам: храните и умножайте славу непобедимых Вооруженных Сил страны строящегося коммунизма!— Хочу, чтобы мои знания пригодились в армии,— заявил призывник Юрий Ковшов, монтер электротехнической лаборатории. — Буду рад, если осуществятся мои мечты попасть в авиационную часть.
     Большой группе призывников - активным производственникам и общественникам — были вручены Почетные грамоты и памятные подарки.
     Так родился ставший затем традиционным праздник проводов на службу в Советскую Армию.
     1966 год отмечен в истории завода успешным завершением правительственного задания по выпуску 4500 широкоуниверсальных фрезерных станков. За все время их производства предприятие не получило ни одной рекламации от потребителей. Высокое качество, надежность в эксплуатации станков способствовали тому, что отпала необходимость в службе гарантийного ремонта. Только в результате этого было сэкономлено свыше миллиона рублей.
90
     Освоение выпуска турбореактивного пассажирского самолета оказалось делом весьма сложным.
     Преодолев много трудностей, в конце 1966 года руководители сборочного цеха рапортовали о завершении монтажа самолета Як-40. Сдача первой машины воодушевила коллектив цеха на новые успехи. Встав на трудовую вахту в честь 50-летия Великого Октября, напряженно трудились сборщики, руководимые мастерами И.Ф.Хворостухиным, И.Ф.Князевым и другими. На передний край борьбы за надежность монтажа вышла комплексная бригада мастера Н.Мельникова.
     Широко развернулось в 1967 году социалистическое соревнование за достойную встречу полувекового юбилея первого в мире Советского государства.
     Участки мастеров Н.Е.Нечитайло, П.И.Калинкина, В.И.Кузнецова решили бороться за присвоение бригадам звания имени 50-летия Октября и сразу же стали успешно выполнять повышенные обязательства.
     Юбилейный год был насыщен множеством интересных дел, событий, свершений. 11 февраля на заводе родился новый ритуал - посвящение в рабочие.
     Зал Дворца культуры заполнили юноши и девушки, их старшие товарищи, родители, друзья. Одно за другим проносят лучшие комсомольцы предприятия овеянные трудовой славой красные знамена завода. Выступает директор завода Н.С.Денисов.
     - Вы пришли,— сказал он,— в коллектив, имеющий славные трудовые традиции. Мы принимаем вас в свою трудовую семью. В цехах вы найдете надежных друзей, товарищей по труду, найдете свое место в жизни. Берегите рабочую честь, храните и умножайте славу своего дважды орденоносного предприятия!
     На трибуне слесарь Анатолий Скоблилов. Он всего четыре месяца на заводе, но уже получил третий производственный разряд, учится на вечернем отделении политехнического института.
      - Сердечно благодарю рабочих цеха за помощь в овладении профессией,— говорит юноша.— Я горжусь тем, что буду трудиться в таком коллективе, и обещаю внести свой вклад в развитие и процветание любимой Родины.
     Скоблилова сменяет Анатолий Васильев. Молодой слесарь благодарит старших товарищей, заверяет, что молодежь с честью понесет трудовую эстафету. Затем юноши и девушки принимают присягу рабочей чести.

91
     Долго продолжалось в этот вечер веселье во Дворце культуры. Радостные, еще более утвердившиеся в правильности избранного в жизни пути расходились по домам молодые рабочие.
     В один из августовских дней после окончания смены в сквере возле памятника В.И.Ленину собрались лучшие представительницы заводского коллектива на свой слет. На каждой пламенела красная косынка.
     Среди участниц заводского слета можно было увидеть тех, кто боролся за становление власти Советов, кто строил завод, и тех, кто теперь у станков, верстаков, чертежных досок вносил свой вклад в выполнение пятилетки. Здесь были член партии с 1918 года О.Н.Прокина, участница строительства завода А.Ф.Рукавишникова, участницы Великой Отечественной войны техник М.И.Костянова и пескоструйщица П.А.Струкова, мать-героиня кладовщица А.О.Кондаурова, лучшая станочница деревообрабатывающего цеха А.П.Торгашина, револьверщица депутат городского Совета А.И.Шиляпова, руководитель группы конструкторского отдела И.В.Навлицкая, комсомолки Нина Павлова, Тося Крестьянинова, Тамара Любимова и многие другие.
     Участницы слета возложили к подножию памятника Владимиру Ильичу Ленину цветы.
     На слете было принято обращение ко всем женщинам завода с призывом приложить свои силы для успешного выполнения социалистических обязательств, принятых в честь 50-летия Великого Октября.
     А через несколько дней закончился конкурс молодых рабочих на звание лучшего по профессии. Победителем в соревновании токарей вышел Вячеслав Яковлев. Лучшим молодым фрезеровщиком завода был признан Владимир Дрожжин.
* * *
     50-летие Советского государства авиастроители встретили новыми успехами в труде. Свидетельством этих успехов явилось вручение коллективу завода памятных знамен министерства и ЦК профсоюза, областного комитета партии, облисполкома и облсовпрофа.
92
     В ноябре 1967 года Центральный Комитет партии обсудил вопрос об усилении работы по внедрению разработанной на предприятиях Саратовской области системы мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции. В принятом Постановлении отмечалось, что многолетняя практика применения этой системы промышленными предприятиями Саратовской и других областей убедительно доказывает ее высокую эффективность и имеет большое значение для ускорения технического прогресса, повышения надежности и долговечности промышленных изделий.
     ЦК КПСС рекомендовал Центральным Комитетам компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии использовать опыт Саратовской областной партийной организации, коллективов передовых предприятий промышленности по внедрению системы мероприятий, обеспечивающих повышение качества продукции.
     Коллектив завода активно участвует в распространении и внедрении системы на других предприятиях. С 1957 года с опытом авиастроителей ознакомились на месте представители около 500 заводов, ОКБ, НИИ. Особенно усилился поток делегаций на завод после того, как система была одобрена Центральным Комитетом партии и рекомендована к внедрению на предприятиях страны.
     В конце 1967 года состоялась XXV заводская партийная конференция. Она подвела итоги работы партийной организации за два года. В 1966 и в 1967 годах завод успешно выполнял программу по валовой и товарной продукции, по росту производительности труда и снижению себестоимости продукции. Неуклонно улучшались качественные показатели.
     Конференция избрала новый состав партийного комитета. Секретарем парткома был избран Ю.П.Кочетков.
     С первых дней 1968 года вся работа заводского коллектива была направлена на подготовку к достойной встрече 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
93
     На стапелях пассажирский лайнер Як-40.
     Ширилось социалистическое соревнование за быстрейшее освоение серийного выпуска самолета Як-40. Задача заключалась в том, чтобы на этом важном изделии в полной мере применить систему бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Принимались срочные меры по обучению исполнителей, повышению их технических знаний, строгому закреплению за каждым рабочим определенных операций.
     ...Заседание комиссии, собравшейся в кабинете главного инженера, было необычным. Речь шла о несложных на первый взгляд деталях. Назывались скоба, цилиндр, кронштейн, чашка сиденья... Докладывались оценки их качества, сделанные цехами, которые используют эти детали в своем производстве. После обсуждения десять деталей впервые получили заводской аттестат качества.
     Заводская аттестация стала важным звеном в совершенствовании системы бездефектного труда.
     Особую роль в борьбе за выполнение обязательств в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина сыграл смотр резервов производства. Только в слесарно-сварочном цехе в нем приняло участие 320 рабочих и инженерно-технических работников. В ходе смотра здесь было внедрено 12 прогрессивных технологических процессов, повышен уровень использования оборудования, снижены непроизводительные потери рабочего времени, трудоемкость выпускаемой продукции. В кузнечном цехе операции, требовавшие применения квалифицированного труда, стали выполняться с помощью механизмов. В итоге — экономия более чем 60 нормо-часов на каждом комплекте деталей для самолета Як-40.
     Состоялся районный слет инженерно-технических работников и новаторов производства, посвященный повышению их роли в разработке и внедрении планов научной организации труда. Активное участие в слете приняли инженеры и техники авиационного завода.
     Коллектив по праву гордится своей технической интеллигенцией. Она - душа технического прогресса. В то же время завод является отличной школой роста и совершенствования специалистов. Он воспитал немало партийных и хозяйственных руководителей. На ответственные участки работы выдвинуты бывшие заводчане В.С.Абрамов, А.И.Белянский, Г.А.Ваняшин, К.А.Грачев, Ю.П Кочетков, К.И.Лисин, К.А.Постнов, В.Н.Оралов, Т.Ф.Сейфи, В.Ф.Федоров, Н.И.Федулов, А.М.Янкин и другие.

94
     В 1968 году ушел по возрасту с поста главного инженера завода Н.Я Мирошниченко. Имя Николая Яковлевича неразрывно связано с историей предприятия. Молодым специалистом пришел он на завод в конце 1937 года, прервав научную деятельность.
     Новый главный инженер начал с реконструкции цехов. Некоторые его предложения встречались с сопротивлением. Поддержала партийная организация. Планировка завода, предложенная Н.Я.Мирошниченко с целью организации производства самолетов, блестяще выдержала испытание временем. Но она была только частью дела. Надо было переучивать весь коллектив: рабочих, инженеров, техников,— учиться самому.
     Начавшаяся в 1941 году война потребовала напряжения всех сил, мобилизации всех ресурсов. Старый метод сборки уже не мог обеспечить требования фронта. В эти труднейшие дни Н.Я.Мирошниченко, ставший главным технологом завода, выступил организатором поточного крупносерийного производства с принудительным ритмом и автоматикой.
     Огромный труд, затраченный на организацию стендовой поточной сборки, полностью себя оправдал. Резко возрос выпуск истребителей, успешно выполнялись задания Государственного Комитета Обороны.
     С 1947 года Николай Яковлевич снова главный инженер предприятия. Под его руководством разрабатываются конструкции блоков для сборки различных стендов. Это новшество намного ускорило подготовку производства, дало значительную экономию металла, стало достоянием родственных предприятий.
     Велика была роль главного инженера в становлении системы бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Родина высоко оценила многолетний творческий труд Николая Яковлевича Мирошниченко. Он награжден четырьмя орденами Трудового Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
     Пожалуй, никогда еще за все годы существования завода деятельность партийной и общественных организаций, всего сплоченного коллектива не была столь целеустремленной, как в период подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

95
     Авиастроители надолго сохранят в памяти трудовой порыв, с которым выпускались детали и собирался сверхплановый самолет Як-40, выходили на коммунистические субботники, заботились о сохранении и развитии лучших традиций заводского коллектива.
     Партийно-хозяйственный актив обсудил доклад секретаря парткома Ю.П.Кочеткова «О задачах партийной организации по дальнейшему совершенствованию производства на основе внедрения планов научной организации труда, производства и управления». По решению актива был объявлен общественный смотр работ по научной организации труда в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, давший за год около 300 тысяч рублей экономии.
     Во Дворце культуры в торжественной обстановке начались Ленинские чтения. Ветераны труда и Великой Отечественной войны, знатные люди завода, комсомольцы и молодые рабочие слушали доклад «Ленин — великий, близкий и простой», стихи об Ильиче, смотрели спектакль народного театра Дворца культуры «Беспокойная старость».
     Ленинские чтения продолжались в течение всего года. Они стали важным событием в идеологической и культурной жизни коллектива.
Запомнился праздник заводской молодежи, посвященный ленинскому юбилею. Флаг фестиваля подняли Герой Социалистического Труда токарь М.Ф.Храмов, полковник запаса инженер В.И.Прохоров, лучшие комсомольцы завода. Участники праздника демонстрировали свое мастерство в спорте и художественной самодеятельности.
     Ленинский юбилейный год принес большие трудовые успехи. В канун 53-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции коллектив завода рапортовал о досрочном выполнении заданий восьмого пятилетнего плана. Объем производства за пятилетку увеличился почти в два раза. Продолжалось совершенствование системы обеспечения высокого качества и надежности изделий. Около 99 процентов продукции сдавалось с первого предъявления.
     Достижениям коллектива способствовала творческая работа по освоению новой техники. На заводе появились первые станки с программным управлением. Среди них особенно выделялся двухпортальный станок, способный изготовлять по программе панели и лонжероны длиной до 18 метров.

96
     Пионерами освоения нового высокопроизводительного оборудования стали инженеры Н.М.Шестов, Г.М.Спасов, И.Н.Судаков, С.И.Захаров, 3.С.Зорина, А.И.Матюшкин, начальник цеха Л.Я.Миславский, первый наладчик программных станков Г.Д.Горшенин и другие.
     Восьмая пятилетка стала периодом развертывания производства самолетов Як-40. В книге «Цель жизни» Л С.Яковлев писал, что никто, в том числе и сам Генеральный конструктор, не ожидал, что этой сравнительно небольшой легкокрылой пассажирской машине предстоит столь интересная судьба.
     В 1968 году, точно в установленный правительством срок, Як-40 вышел на внутрисоюзные трассы Аэрофлота. Вскоре новая машина получила международную сертификацию.