НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ (1971—1975).
      Як-40 в небе пяти континентов.

     В течение всей девятой пятилетки вместе с ОКБ Генерального конструктора А.С.Яковлева коллектив завода совершенствовал выпускаемую машину. При тех же габаритах вместимость  возросла с 24 до 32 пассажиров.
     Самолет начал изготовляться в салонном, грузовом, грузопассажирском вариантах. В процессе серийного производства непрерывно   проводился комплекс испытаний с целью повышения надежности и долговечности систем, агрегатов и в целом самолета. Хорошие летно-технические качества, комфортабельность новой машины вызвали интерес у иностранных, покупателей.
     «Як-40 приносит на короткие авиалинии высокую скорость, экономичность, комфорт» - такие похвалы можно было прочесть в газетах разных стран. Особенно подчеркивалась высокая надежность, безопасность полета: даже в случае такой невероятной ситуации, как остановка в воздухе сразу двух двигателей, Як-40 может продолжать полет и совершить посадку.
     Во время демонстрационных полетов самолет побывал в 50 странах пяти континентов.
     «Сегодня мы покажем вам самолет производства Саратовского авиационного завода» — так начинались пресс-конференции в столицах африканских стран, где в 1973 году проводились демонстрационные полеты Як-40. Во время «африканской кругосветки» Як-40 побывал в 17 странах, пролетел 60 тысяч километров. На борту советского лайнера побывали представители деловых кругов, специалисты, журналисты. В условиях тропической жары, высокой влажности, больших перепадов температуры Як-40 блестяще выдержал экзамен.
98
     Среди авиационных фирм развитых в промышленном отношении стран первыми интерес к советской машине проявили итальянцы. В марте 1972 года итальянский авиационный регистр выдал нашему самолету сертификат летной годности, затем Як-40 прошел сертификацию в ФРГ. После этого фирмам Италии и ФРГ были проданы самолеты. Охотно покупали Як-40 также Афганистан, Мали, Гвинея, Сирия, Замбия и другие государства Африки и Азии.
     Саратовские самолеты летают в небе Польши, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Вьетнама и других социалистических стран.
     В июне 1975 года во время подготовки к выборам в Советы выдвинутый авиастроителями в Верховный Совет РСФСР кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС секретарь Центрального Комитета партии Б.Н.Пономарев посетил завод. В ходе сердечных встреч с рабочими Б.Н.Пономарев подчеркнул, что выпускаемые заводом пассажирские самолеты Як-40 вышли на мировой рынок, пользуются все большим спросом.
     Повышение качества и надежности этих машин в эксплуатации способствует укреплению престижа нашей Родины, осуществляющей широкие внешнеторговые связи.
     В результате большого творческого труда рабочих и специалистов выпуск самолетов Як-40 к концу девятой пятилетки увеличился почти в 2,5 раза, а ресурс их эксплуатации повысился в 5 раз. В целом объем производства по отношению к 1970 году возрос на 68 процентов, производительность труда увеличилась на 77,9 процента.
     Достигнутым успехам во многом способствовала большая работа по реконструкции и перевооружению производства на базе новой техники и технологии. За пятилетку в три раза вырос парк станков с программным управлением.
     Вначале загрузка этого высокопроизводительного оборудования была низка. Крайне трудоемкой оказалась разработка управляющих программ. В девятой пятилетке на заводе внедрили систему автоматизации программирования. Расчет стал осуществляться с помощью электронно-вычислительной техники. Фрезерная обработка всех крупногабаритных деталей самолетов Як-40 была переведена на станки с программным управлением.
99
      В результате значительно облегчился труд станочников, улучшилось качество обработки деталей.
      Появились конвейеры и поточно-механизированные линии в цехе антикоррозийных покрытий и отделении товаров народного потребления. В ряде цехов и отделов ввели в эксплуатацию механизированные склады.
     Многие годы рабочим отдела снабжения приходилось вручную протирать бензином каждый лист белого металла. В заключительном году пятилетки с этим «методом» было покончено: ввели в строй комплексно-механизированный участок расконсервации с моечной машиной и подъемными приспособлениями.
     В этот период было освоено и внедрено в производство много новых прогрессивных технологических процессов. В их числе штамповка с помощью взрыва и другие методы бездоводочного формообразования деталей при помощи высокоэнергетических нагрузок, высокопрочные клеесварные соединения, изготовление агрегатов с легкими сотовыми заполнителями, различные виды обработки в вакууме, в холодильных камерах, с применением ультразвука, инфракрасных лучей и других достижений науки, техники и передового опыта.
     В результате реконструкции литейного цеха в 12 раз по сравнению с восьмой пятилеткой расширилась номенклатура точного литья. Коллектив литейщиков под руководством начальника цеха А.А.Демина с помощью службы главного металлурга сумел наладить производство доброкачественных отливок, требующих минимальной механической обработки.
     Совершенствовалось и производство штамповочных заготовок. В кузнечном цехе ввели в эксплуатацию высокоскоростной молот, на котором освоили производство более 200 наименований высокоточных безоблойных штамповок. В 1975 году точные заготовки составили 67 процентов от общего количества штамповок. За счет внедрения точного литья и штамповки был сбережен труд 460 рабочих механических цехов.
     На базе вычислительного центра и машиносчетной станции был создан отдел автоматизированной системы управления предприятием.
     К этому времени завод уже располагал необходимой технической и информационной базой, кадрами подготовленных специалистов. С помощью электронно-вычислительной техники началось решение задач учета выработки рабочих, учета валовой продукции по бригадам и цехам основного производства и других.

100
     Успехам научно-технической революции способствовала активная творческая деятельность заводских рационализаторов и изобретателей. С помощью коллективов 12 вузов и научно-исследовательских институтов на предприятии было внедрено в производство около 40 крупных разработок с эффективностью, превышающей 1 миллион рублей.

     Трудовая гвардия.

     Родина высоко оценила достижения коллектива завода в борьбе за выполнение производственных заданий. Орденами и медалями была награждена большая группа рабочих и специалистов. Звание Героя Социалистического Труда присвоено директору завода Н.С.Денисову. Его биография похожа на жизненный путь многих советских руководителей. Сын рабочего, он и сам начал трудовую деятельность разнорабочим на железнодорожном транспорте. Активно участвовал в комсомольской жизни, учился. В 1939 году, по окончании Казанского авиационного института, был направлен в Саратов.
     Рядовой конструктор, руководитель группы, начальник цеха, заместитель главного инженера - таковы этапы роста коммуниста, энергичного специалиста и организатора. В 1956 году Н.С.Денисова избрали секретарем заводского парткома, а через год он был выдвинут па пост директора завода.
     Областная партийная организация оказала товарищу Денисову большое доверие, посылая его своим делегатом на XXII, XXIII и XXIV съезды партии. Являясь депутатом Верховного Совета СССР, Н.С.Денисов вел большую государственную работу, настойчиво добивался выполнения наказов избирателей.
     Ордена Ленина удостоен токарь А.И.Шеянов. Его трудовая биография началась в 1941 году. Встав за токарный станок, выпускник ремесленного училища вместе с другими рабочими недоедал, недосыпал, делил тяготы военного времени. Знакомы ему и фронтовые дороги. Башенный стрелок танка, он участвовал в завершающем этапе второй мировой войны - разгроме японских милитаристов, а затем возвратился в родной Саратов к мирному труду.
101
      Александру Ивановичу свойственна высокая культура рабочего человека. В образцовом порядке разложены инструменты и приспособления. Некоторые из них сделаны собственноручно. Каждый год новатор внедряет 8-10 рационализаторских предложений, выполняет по полторы годовые нормы и больше.
— Он никогда никому не отказывает в помощи. Настоящий профессор токарного дела,— говорят об Александре Ивановиче в цехе. Не случайно очерк о нем в заводской газете был назван «Кафедра токаря Шеянова».
     Ордена Ленина были также удостоены заточница С.Н.Букина, клепальщица З.М.Гришина, штамповщица Е. А.Ионова, старший мастер В.И.Клочко, токари Г.Н.Полевода, С.И.Сухоруков, слесарь В.В.Федотов.
     «С чувством радостного ожидания прихожу я каждый день в свой цех. Здороваюсь со старыми товарищами, прикидываю, как лучше начать рабочую смену. Потом берусь за дело и выполняю его, не отвлекаясь, стараясь лучше использовать каждую минуту» — так пишет токарь-расточник А.М.Иночкин в своей книжке «Крылья встречного». С большой теплотой рассказывает передовой рабочий о тех, кто трудится рядом с ним,- старейших работниках завода мастере Г.В.Коровине, своем напарнике расточнике М.С.Бердникове, о молодежи бригады коммунистического труда.
     Незадолго до выхода книги ее автору за успехи в выполнении плана и обязательств 1973 года был вручен орден Ленина. Высокое профессиональное мастерство токаря шестого разряда, трудолюбие и добросовестность сочетаются у Анатолия Михайловича с широким кругозором, разносторонними интересами. Большой книголюб, он регулярно выступает на заводских читательских конференциях. В течение ряда лет коммунисты избирают А.М.Иночкина членом заводского парткома.
     Высшую награду Родины - орден Ленина - одновременно с Иночкиным получила К.Ф.Царева. По документам она значится гидрочистильщицей. Однако операциями по очистке деталей не ограничивается круг забот лучшей работницы цеха, выпускающего товары народного потребления. Вот она загрузила виброгалтовочный станок. По норме, пока агрегат очищает детали от масла, ржавчины, заусенцев, можно отдохнуть. Но это не в правилах Клавдии Федоровны. Встав за револьверный станок, она начинает готовить крепления к ручкам чай-пиков. Восемь специальностей - почти все профессии на своем участке - освоила эта энергичная трудолюбивая женщина.

102
     У коллектива, как и у человека, бывают не только радостные, но и тяжелые дни. В ноябре авиастроители проводили в последний путь Героя Советского Союза С.Д.Головачева.
     Восемнадцатилетним юношей Семен Головачев добровольно пошел в Красную Армию. Год спустя окончил знаменитую Качинскую школу пилотов. Крестьянский сын оказался способным летчиком, быстро совершенствовал свое мастерство.
     Каждый сделанный самолет требует проверки в воздухе. Этим занимаются наиболее квалифицированные летчики. Один из таких мастеров летного дела С.Д.Головачев прибыл на Саратовский завод в июле 1941 года.
     Работа испытателя самолетов-истребителей сложна и ответственна. За 20-30 минут полета на новой машине нужно проверить ее скорость и маневренность, способность выполнять фигуры высшего пилотажа, убедиться в прочности и надежности. Чтобы сохранить каждый самолет и свою жизнь, надо обладать не только смелостью, но и осторожностью, знаниями, находчивостью, физической силой, выносливостью. Пять тысяч раз в годы войны поднимал в воздух построенные на заводе истребители С.Д.Головачев.
     В послевоенный период Семен Дмитриевич много лет возглавлял летно-транспортный отдел завода.
     В Саратове на доме №18 по улице Советской, где жил Герой Советского Союза С.Д.Головачев, установлена мемориальная доска.

     Пропаганда славных традиций.
     Еще в ходе подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина партийная организация усилила внимание к воспитанию рабочих и служащих на славных трудовых и боевых традициях дважды орденоносного заводского коллектива.

103
     2 июля 1969 года на территории завода был торжественно открыт памятиик-обелиск. На установленной рядом мраморной стене начертаны фамилии рабочих и служащих, павших на фронтах Великой Отечественной войны и при бомбардировке завода   фашистской   авиацией.
- Выстроенный на средства, заработанные рабочими и служащими на субботниках, этот памятник будет стоять как символ нашей    бесконечной благодарности и преклонения перед светлой памятью лучших людей, сложивших свои головы за счастье будущих поколений,— сказал, выражая мысли всех участников митинга, секретарь парткома Ю.П.Кочетков.
     На митинге также выступили   старейший   работник завода В.А.Волковский, участник Великой Отечественной войны Ф.К.Семин, заместитель секретаря комитета комсомола А.Н.Скоблилов, директор завода Н.С.Денисов. Было зачитано письмо бывшего директора завода И.С.Левина. У подножия памятника замурована урна с доставленной из Волгограда священной для каждого советского человека землей Мамаева кургана.
     В день 100-летия со дня рождения В.И.Ленина - 22 апреля 1970 года - был торжественно открыт музей истории завода. Он стал центром большой работы по пропаганде лучших традиций коллектива. Его экспозиции освещают основные этапы развития завода: строительство и выпуск первых комбайнов, героический труд по оснащению боевой техникой Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, творческий труд в мирные годы.
     Возглавляет музей, ведет большую работу по дальнейшему сбору экспонатов, организации экскурсий ветеран завода И.Л.Месиожник. Почти ежедневно музей принимает экскурсантов. В книге отзывов посетители выражают свои чувства, дают обещания быть достойными продолжателями дел старшего поколения, крепить и умножать славу родного коллектива.
     В связи с приближением 30-летия Победы над гитлеровской Германией 30 предпраздничных недель были объявлены на заводе ударными. Трудовые салюты каждой недели посвящались определенным этапам победоносного пути советских воинов.
     На участке ветерана войны мастера В.Н.Денисова появилась «молния» с фотографией Героя Советского Союза Василия Рогожина. Рабочие включили в состав своей бригады воспитанника заводского коллектива, погибшего в воздушном бою под Киевом, и стали записывать на его лицевой счет сверхплановую продукцию.
104
     Вскоре в заводской газете было опубликовано письмо 75-летней матери Анны Ефремовны и других родственников героя.
     Обращаясь к рабочим, они писали:
«Сердечное спасибо вам, что не забыли нашего Василия. Хотя жизнь его была короткой, он успел сделать все, что мог, для Родины, для счастья нашего народа».
     Под девизом «За себя и за того парня» стали работать также бригады в сборочном, инструментальном и других цехах.
     Подъем социалистического соревнования способствовал выполнению производственных заданий, выпуску сверхплановой продукции.
     Торжественно праздновали авиастроители 30-ю годовщину Победы. Сотни ветеранов войны и труда были награждены медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». По традиции в канун праздника были возложены венки около памятника-обелиска, а на проспекте Энтузиастов состоялся митинг, посвященный закладке монумента с изображением прославленного истребителя Як-3.
     Работа на заводе по пропаганде традиций коллектива, увековечению памяти павших в боях за Родину привлекла внимание Центрального штаба всесоюзного похода молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. На заседании штаба, проходившем под председательством Маршала Советского Союза И.С.Конева, секретарь заводского комитета комсомола В.Иванов и ветеран войны В.И.Пальчиков рассказали о том, как создавались памятник-обелиск, музей истории завода. На вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил СССР была передана книга с биографическими данными о всех, кто ушел с завода на фронт и не вернулся с полей сражений.
- Мы знали о большом вкладе саратовских авиастроителей в оснащение фронта самолетами,— сказал, принимая книгу, представитель музея.- Но только теперь многим из присутствующих стало известно, что сотни рабочих завода героически сражались с оружием в руках. Ваша книга является ценным подарком и будет выставлена в одном из главных залов музея.
105
     Штаб наградил заводскую комсомольскую организацию Дипломом.
     Нельзя не отметить большую заслугу в пропаганде славных традиций коллектива персонального пенсионера В.И.Пальчикова. В боях за Москву старший политрук В.И.Пальчиков был тяжело ранен. Вернувшись в Саратов, он многие годы работал на заводе. Под его руководством группа комсомольцев кропотливо изучала архивные материалы, уточняя имена тех, кто отдал свою жизнь за счастье будущих поколений.