ДЕТИЩЕ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ САРКОМБАЙН (1929—1937).
      Строительство завода.

      Шел 1929 год — двенадцатый год Советской власти. Коммунистическая партия настойчиво осуществляла решения XV съезда о повышении темпов индустриализации страны, строительстве колхозов и совхозов, поднятии материального и культурного уровня масс.
      В конце апреля XVI партийная конференция, а в мае V съезд Советов Союза ССР окончательно утвердили пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Первый пятилетний план был программой развернутого наступления социализма по всему фронту. Он был рассчитан на построение фундамента социалистической экономики и дальнейшее вытеснение капиталистических элементов города и деревни с целью их полной ликвидации.
      План предусматривал строительство крупнейших предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительных заводов, химических комбинатов. Было запланировано сооружение ряда заводов сельскохозяйственного машиностроения, в том числе и завода в Саратове.
      Выполняя решения партии и правительства, трест Сельмаш создал 8 июля 1929 года в Саратове бюро по постройке завода сложных молотилок и зерноочистительных машин.
      Участок для строительства завода был выбран на окраине города недалеко от Волги.
      Осенью 1929 года были созданы строительные организации— стройбюро Сельмаша, стройбюро промстрои-тельства и контора строительных работ.
      27 ноября коммунисты этих организаций собрались на свое первое собрание. Присутствовало 9 членов партии и 3 кандидата. Они обсудили перспективы строительства. Стройку намечалось вести по-новому. Одновременно с корпусами завода должны были возводиться жилые дома, фабрика-кухня, клуб, амбулатория, универмаг, школа ФЗУ, почта, баня и другие культурно-бытовые учреждения.
      В конце 1929 и начале 1930 года была проведена большая подготовительная работа: проложена линия электропередачи, трамвайные пути, шоссейная дорога.
      Территорию будущего завода обнесли оградой. Под складские помещения приспособили постройки бывших мастерских, возвели новые склады. Завозили кирпич, лесоматериалы, цемент, арматуру, известь — все, что требовалось для большой стройки.
7 февраля 1930 года на строительную площадку пришла первая артель из 13 человек под руководством В. Жаркова. Среди строителей был участник гражданской войны орденоносец Н. О. Бабкин, впоследствии много лет возглавлявший строительный цех предприятия.
      Ветеран завода П. А. Еремин вспоминает: «Шли мы пешком от завода имени В. И. Ленина. Инструмент тащили на себе. Ни подводы, ни тем более автомашины не было. Но настроение было бодрое: ведь начинал большое дело. Вместе со мной шли Афанасьевы, Глазов, Беспалов и другие. А впереди шагал наш бригадир Жарков. Первым объектом на стройке стал дом на жилучастке (около школы № 15). В 10 часов утра, когда разметка под фундамент была закончена, мы ударили ломами, и первые комья мерзлой земли полетели в стороны. На следующий день на стройке появились плотники, площадке, где теперь кинотеатр «Темп», они стали возводить бараки. Строили быстро. Уже через неделю в бараках разместилась столовая, контора строительства, рабочее общежитие. Для нас это была большая радость: не надо было каждый день пешком добираться в город. Скоро появился и трамвай. В одном из бараков на заводской площадке открыли магазин для строителей. Рядом сбили из досок гараж, куда поставили две автомашины. Это была первая техника стройки».
      5
      Весть о большом строительстве в Саратове облетела весь Нижне-Волжский край. К весне сюда стало прибывать много людей. Они приходили артелями, брали подряд и начинали работать.
      3 марта коммунисты заслушали начальника строительных работ. Обстановка складывалась напряженная: сказывалась нехватка материалов, недостаточная обеспеченность инженерно-техническими работниками. Коммунисты Бережнов, Дмитриев, Кузнецов и другие предложили конкретные меры для устранения недостатков (здесь и далее в ряде случаев авторский коллектив не смог, к сожалению, установить инициалы участников стройки, рабочих завода. По документам значатся только их фамилии). Были посланы представители партийной организации стройки на предприятия и в организации города, чтобы добиться своевременного выполнения заказов. Решено было также организовать боевое соревнование на всех основных объектах строительства.
      В мае состоялось отчетно-выборное собрание партийной организации стройки. Отчет о работе партбюро сделал его секретарь Б. И. Шитов. В докладе и выступлениях участников собрания говорилось о больших изменениях, происшедших на строительстве. Партийная организация стала серьезной силой, завоевала авторитет и оказывала уже большое влияние на широкие массы строителей. На собрании приводились цифры: коллектив строителей вырос к этому времени до 2130 человек, а партийная организация — до 160 человек.
      Гигантский размах строительства совхозов, бурный рост колхозов и связанная с этим ликвидация кулачества как класса потребовали от советского сельскохозяйственного машиностроения не только значительного расширения производства, но и главное — перехода на выпуск сложных сельскохозяйственных машин на механической тяге, отвечающих потребностям крупного социалистического сельского хозяйства. Учитывая это, в мае 1930 года было решено переключить строящийся в Саратове завод сельскохозяйственных машин на производство комбайнов.
      Изменение производственного профиля потребовало серьезной перепланировки цехов и расширения строительства. В помощь ленинградскому Гипромашу, который проектировал завод, была послана группа инженеров из Саратова (С. М. Мигалкин, Я. М. Махлин, Н. П. Уланов, И. Лев).
6
Положение осложнялось затяжкой с выбором конструкции машины для производства. В результате внимание к стройке со стороны Сельмашстроя и ВСНХ ослабло, резко сократились финансирование и поставки материалов.
      Саратовцы не могли с этим мириться. Строители направили в Москву бригаду с докладом о положении дел, горячем желании всего коллектива не снижать темпы строительства.
      Представителей стройки принял председатель ВСНХ Г К. Орджоникидзе. Посланцы Саратова сумели доказать, что строительство надо продолжать, возводить завод высокими темпами.
      Постановлением ВСНХ саратовский завод был включен в список ударных строек.
В разгаре было сооружение жилого поселка. Одновременно коллектив готовился к главному — закладке производственных корпусов.
      В это время к строителям приехал М. И. Калинин. Его интересовало все: строительство, быт, жилье, питание, и самое главное, на что он обратил внимание,— это то, чтобы строители завода, большинство из которых были крестьяне, поняли, что здесь они создают свое будущее, будущее нового социалистического села.
      Михаил Иванович обратился к коллективу с призывом организовать дело так, чтобы стройка Саратовского завода комбайнов — детища пятилетки — стала передовой.
      26 июня 1930 года, в день открытия XVI съезда ВКП(б), были заложены фундаменты двух основных цехов завода — механосборочного и ремонтно-инструментального. Этот знаменательный день стал официальной датой закладки Саратовского завода комбайнов.
      Волнующее время переживала молодая Страна Советов. Весь Союз советских республик в гигантских стройках - Магнитка, Кузнецкстрой, ХТЗ, Горьковский автогигант, Сталинградский тракторный, Березники...
Съезд партии возложил на промышленность, обслуживающую нужды коллективизированных крестьянских хозяйств, большую ответственность. В докладе В. В. Куйбышева говорилось, в частности, о том, что форсированное строительство комбайнового завода в Саратове является задачей огромного политического значения.
7
      Строительная площадка привлекала всеобщее внимание. Сооружению завода помогали общественные организации и коллективы предприятий не только Саратова, но и других городов Нижне-Волжского края.
      Строительство шло в трудных условиях. Страна в ту пору не в состоянии была обеспечить сооружение такого крупного предприятия всем необходимым. Не хватало квалифицированных строителей, транспортных средств, почти совсем не было строительных механизмов — работы велись вручную. То и дело случались перебои в снабжении. Рабочие плохо обеспечивались жильем и питанием.
      И все же упорный труд не прекращался ни днем, ни ночью. В процессе строительства завода росли, набирали опыт кадры.
      Появились первые ударники. На участке промышленного строительства отличились плотники бригады Беспалова. Задание изготовить перекрытия на здании заводоуправления за 16 дней они выполнили за 8. Бригада Чугунова получила задание уложить 150 кубометров бетона на строительстве магазина за две недели. Выдвинув встречный план, она справилась с работой за пять дней.
    Хорошо трудилась бригада землекопов Спивака. Дневную норму она выполняла на 120 процентов. А землекопы бригады Канина затратили на объект 66 дней вместо 91 по заданию.
    Большой силой на стройке стала молодежь, и особенно комсомольцы. В сентябре 1930 года здесь уже насчитывалось 290 членов ВЛКСМ, 280 из них были ударниками. 248 комсомольцев дали слово не уходить со стройки до пуска завода. Их примеру последовали 427 юношей и девушек.
    Авторитет комсомола на стройке был так велик, что только за сентябрь в его ряды вступило 115 молодых строителей. На участках были созданы Комсомольско-молодежные бригады бетонщиков, каменщиков, землекопов, в которых работало свыше 700 человек — половина всех молодых строителей.
    Лучшей бригадой на строительстве была бригада бетонщиков, которой руководил комсомолец Рудин. В ней было 20 молодых рабочих, в том числе 15 комсомольцев. Четыре раза бригаду Рудина направляли на ликвидацию прорывов. И каждый раз рудинцы с честью справлялись с поручением. Бригада установила рекорд на бетонных работах. За 7 часов 45 минут она сделала 527 замесов и уложила 96 кубометров бетона, выполнив норму на 293 процента. Участвуя в субботниках, члены бригады отработали 560 человеко-дней.
    Примеру комсомольцев следовали многие строители. Крепла дисциплина, поднималась производительность труда. Рабочие участка прораба Осипова, обсудив призыв партии о социалистическом соревновании, постановили:
    «В ответ на обращение ЦК ВКП(б) о развертывании социалистического соревнования и ударничества мы объявляем непримиримую борьбу против всех рвачей, прогульщиков, лодырей. Требуем общественного суда над ними. Считаем себя мобилизованными и обязуемся оставлять строительства до полного его окончания».
Подобные решения были приняты многими коллективами. В них передовые рабочие, инженеры, техники проявляли заботу о стройке, выражали свою любовь к социалистической Родине.
    Каждый день строители одерживали новые трудовые беды. К началу октября они закончили кладку стен и устройство перекрытия ремонтно-инструментального цеха. Это был первый производственный цех, вошедший в строй. Здесь готовились оснастка, инструмент, ремонтировались станки для будущего завода. В ноябре начались работы по отделке клуба. Готовы были здания универмага, фабрики-кухни, на здании школы ФЗУ велась кладка стен третьего этажа.
    16 декабря 1930 года Президиум ВСНХ рассмотрел вопрос о строительстве Саратовского завода комбайнов и принял решение всемерно форсировать его сооружение. Срок окончания строительства—1 января 1932 года. К уборочной кампании 1932 года саратовцы должны были дать стране первые тысячи комбайнов марки СЗК.
    Темпы строительства возрастали. Хорошо шли дела у строителей цеха комбайнов, которыми руководил прораб А. В. Арзяев. На этом участке работы велись организованно, не было простоев, каждый знал свое место, объем работ и срок выполнения задания. Только за декабрь бригады участка, соревнуясь между собой, сэкономили 7740 человеко-дней. Труд строителей отличался высоким качеством.
    Приближение окончания строительства первых цехов напоминало о необходимости подготовки кадров эксплуатационников. Требовалось большое количество квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. Для их подготовки государство выделило более двух миллионов рублей.
    Первой начала готовить кадры для завода школа ФЗУ. Все инженеры и техники были обязаны проводить групповое обучение рабочих. Специалисты брали группы рабочих и учили их на месте, как делать детали, узлы. Учились все: будущие начальники цехов, мастера, бригадиры, токари, слесари, строгальщики, фрезеровщики.
    В конце 1930 года на территорию завода доставили два импортных комбайна. Будущие комбайностроители знакомились с конструкцией машин, разбирали и собирали их. Специалисты думали над тем, какой инструмент, какая оснастка потребуются.
    После рабочего дня бетонщики, плотники, землекопы шли к только что установленным станкам, верстакам, осваивали азы новой профессии. Внутри огромного коллектива строителей рождался новый коллектив производственников.
    1 апреля 1931 года был создан партийный комитет завода, который объединил коммунистов всех строительных организаций. С первых же дней своей работы партком установил тесную связь с парторганизациями объектов, направляя их деятельность на мобилизацию коллектива для скорейшего выполнения заданий партии и правительства, всемерно поднимая боеспособность коммунистов.
    Большой размах получил на стройке встречный (увеличенный самими рабочими) план. Из 2319 строителей больше тысячи взяли свои «встречные».
    Успешное выполнение плана строительства, большая работа партийной организации, повышение ее авторитета привели к росту партийных рядов. Только за два месяца в партию было принято 70 лучших ударников стройки, в том числе товарищи Безруков, Таранов, Васильев, Алексеев, Тутунов, Коконин, Шмелев, Шерстянкин, Роганов, Горбунов и другие.
    В этой обстановке состоялась первая заводская партийная конференция. Все выступления делегатов были проникнуты стремлением обеспечить успешное завершение строительства завода.
10
    Выполняя решения конференции, партком развернул активную деятельность. По его инициативе строители направили поставщикам письма, в которых требовали устранить задержки в поставке материалов. Участники конференции обратились к председателю ВСНХ товарищу Орджоникидзе с просьбой помочь в снабжении стройки материалами, «а остальное,— заявили коммунисты,— мы сделаем сами». Письмо заканчивалось обязательством пустить завод досрочно. В каждом номере многотиражной газеты «Даешь комбайн!» на самом видном месте сообщалось, сколько дней остается до пуска завода.
    Начало поступать оборудование. За короткий срок предстояло установить более 700 станков. Чтобы представить всю сложность этой работы, надо иметь в виду, что к месту монтажа станки доставлялись конной тягой, а передвигали их по цеху, поднимали и опускали вручную. Также вручную надо было вырыть около 700 ям под фундаменты станков и залить их бетоном. Коллектив службы главного механика, усиленный на это время такелажниками, работал круглые сутки. Механик И. Ф. Палагин, работавший в ту пору на монтаже оборудования, рассказывает:
    - Комсомольцы устраивали дежурство на товарной станции. Как только прибывали вагоны с оборудованием, немедленно собиралась вся бригада и шла выгружать. Оборудование сразу отправляли в цех и приступали к монтажу. Было много случаев, когда в отделе главного механика еще не успевали зарегистрировать прибывший станок, а он уже стоял на фундаменте.
    Как и на стройке, на монтаже оборудования комсомольцы и молодежь трудились по-ударному. Особенно прославилась в эти дни комсомольско-молодежная бригада Тимофея Козулина.
    Тимофей Козулин, сын потомственного рабочего, в 22 года участвовал в монтаже оборудования на Сталинградском тракторном заводе. В Саратов Тимофей приехал с бригадой СТЗ помогать строителям завода комбайнов. У козулинцев действовал неписаный закон: пока станок не установлен на место, не уходить из цеха. Августовский план бригада выполнила на  197 процентов.
    Настоящими мастерами по установке сложного многотонного оборудования стали М. А. Шиняев, В. Н.Дмитриев, В. А. Заплатин и другие монтажники ремонтного цеха. Отличились на монтаже также И. Ф. Палагин, И. Ф. Куприянов, 3. Ф. Титов, П. Ф. Кузнецов, М. П. Ромашкин и многие другие.
11
    Упорный труд коллектива строителей, помощь всей страны давали плоды. Утрясались неполадки с поставками оборудования, заканчивался его монтаж. Один за другим вступали в строй цехи завода.
Параллельно со строительством завода шла отработка конструкции комбайна, который предстояло ему выпускать.
    До 1930 года в нашей стране не выпускали комбайнов. К открытию XVI съезда ВКП(б) был изготовлен первый образец этой сложной уборочной машины на запорожском заводе «Коммунар». Он оказался весьма несовершенным.
    Саратовские конструкторы решили коренным образом улучшить выпускаемую машину. 85 процентов всех узлов и деталей были изменены. В результате получился, по сути дела, совершенно новый советский комбайн марки СЗК.
    Чтобы убедиться, насколько удачна конструкция, нужно было испытать новую машину в работе. Было принято решение изготовить пять комбайнов и до запуска в серию испытать их на полях колхозов и совхозов.
    Комитет ВЛКСМ взял шефство над сборкой первого экспериментального комбайна. Комсомольцы пришли на помощь сборщикам. Из представителей разных цехов была создана комсомольско-молодежная бригада, руководителем которой назначен монтажник Тимофей Козулин.
    Каждый день ребята после окончания своей основной работы шли в мастерскую и собирали первую машину. Слово свое они сдержали. Комбайн был изготовлен в срок.
    13 ноября 1931 года прибыл и приступил к исполнению своих обязанностей первый директор Саратовского завода комбайнов М. Л. Ветчинкин. Товарищ Ветчинкин — активный борец за Советскую власть, сражался в рядах Красной Армии против банд Махно. Четверть века он работал токарем и слесарем на заводах Украины, вырос до руководителя крупного предприятия — директора запорожского завода «Коммунар», принимал активное участие в создании советского комбайна.
12
    В первых числах декабря на Саркомбайнстрое состоялась партийно-комсомольская конференция. Были обсуждены вопросы готовности предприятия к пуску. На конференции особо подчеркивалась сложность нового производства и необходимость настойчивой учебы кадров, повышения технических знаний не только рабочими, но и инженерно-техническими работниками. Участники конференции обратились к коллективу завода с письмом. В этом документе говорилось: «Мы построили завод. Но мало обеспечить его успешный пуск. Это только первая часть борьбы за советский комбайн. Начинается наиболее трудный и ответственный период — период освоения и широкого развертывания производства. Сейчас все зависит от того, насколько каждый рабочий, каждый руководитель поймет важность порученного ему дела, изучит и с точностью будет выполнять все технологические требования производства.
    Сборка конвейеров стала последним этапом работы перед пуском завода. За полтора года ударными темпами было построено крупное предприятие, призванное вооружить новой техникой социалистическое сельское хозяйство.
    В течение декабря в цехах не затихала напряженная работа. Устранялись недоделки, шла отладка оборудования, технологии производства комбайнов.
    Наконец наступил знаменательный день 31 декабря 1931 года.
    Как о крупнейшей победе сообщала в новогоднем номере о пуске завода краевая газета «Поволжская правда:
«Первые саратовские комбайны, 120 сталинградских тракторов в день, 86 процентов коллективизации, 94 процента посева в социалистическом секторе —вот победные итоги третьего, решающего года пятилетки на Нижней Волге, достигнутые под знаменем ленинской партии!»
    В репортаже, озаглавленном «Будем драться за выпуск комбайнов, как дрались за Комбайнстрой», рассказывалось: «4 часа. Под звуки оркестра комбайн вышел из цеха. На площадке комбайна —председатель комиссии СТО тов.Беленький, отв. секретарь крайкома тов. Птуха, директор завода тов. Ветчинкин. У руля — лучший ударник завода тов. Баканов.
13
    Открывается митинг.
    — Сегодня мы празднуем новую победу на социалистическом фронте. Выпускаем первый комбайн крупнейшего в мире завода комбайнов! — рапортует начальник строительства.
    Бурными аплодисментами, возгласами «ура» встретили собравшиеся сообщение председателя комиссии СТО о том, что завод, входящий в число 518 ударных строек, принят правительственной комиссией и вступил в строй действующих. Каждый участник митинга с гордостью сознавал, что является участником исторического события, радовался, что и его труд вложен в создание гиганта сельскохозяйственного машиностроения, «вливается в труд республики».
    «Слушай, страна, нет больше Комбайнстроя, есть завод комбайнов» — такими словами передавал автор репортажа ликование, настрой участников этого события.
    С рождением нового завода росли и кадры. Многие строители, пришедшие из деревни и умевшие владеть только лопатой, за время строительства освоили сложные профессии и влились в коллектив эксплуатационников.
    Рядом с новым предприятием поднялся целый городок с благоустроенными жилыми домами, различными культурно-бытовыми учреждениями.
    Создание гиганта сельскохозяйственного машиностроения в Саратове явилось еще одним свидетельством победы генеральной линии партии, взявшей курс на индустриализацию страны.
    4 января 1932 года была получена телеграмма:
    «ПРИВЕТ РАБОЧИМ, РАБОТНИЦАМ И ВСЕМУ РУКОВОДЯЩЕМУ СОСТАВУ ЗАВОДА! ГОРЯЧИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ АКТИВУ ЗАВОДА И ПРЕЖДЕ ВСЕГО УДАРНИКАМ И УДАРНИЦАМ С УСПЕШНЫМ ОКОНЧАНИЕМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПУСКОМ ЗАВОДА! ТОВАРИЩИ! КОМБАЙНЫ НУЖНЫ СТРАНЕ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ТРАКТОРЫ И АВТОМАШИНЫ. НЕ СОМНЕВАЮСЬ, ЧТО ДОБЬЕТЕСЬ УСПЕХА В ДЕЛЕ ПОЛНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАВОДА.
ВПЕРЕД, К НОВЫМ ПОБЕДАМ!
И. СТАЛИН».
14
    Массовое производство комбайнов марки СЗК.
    Стройка была закончена за 18 месяцев. Завод встал и ряды действующих предприятий. Начался массовый выпуск комбайнов марки СЗК.
    Завод переживал трудный пусковой период. Конвейер работал рывками. Иногда с него сходило по 5—6 машин вдень, а нередко — ни одной.
    Для всех новостроек пятилетки беда была общая.
    Кадры в значительной своей массе были подготовлены слабо. Из-за этого отставало освоение новой техники, что представляло большую опасность для дальнейшего развития промышленности и выполнения пятилетнего плана. Но партия вовремя заметила эту опасность и выдвинула задачу овладения техникой.
«Техника в период реконструкции решает все» — так был сформулирован важнейший лозунг партии еще в начале 1931 года на первой Всероссийской конференции работников социалистической промышленности.
    Для подготовки кадров и повышения их технического уровня на заводе был организован учебный комбинат, где рабочие занимались без отрыва от производства. Там же проходили техническую переподготовку мастера, техники, инженеры.
    В школе ФЗУ обучалось 700 учеников. Мастерские ФЗУ имели теперь станочное, слесарное, модельное, кузнечное, инструментальное и литейное оборудование. Кадры для завода готовились широким фронтом по всем специальностям.
    В январе 1932 года состоялась третья заводская партийная конференция. Она обсудила отчетный доклад, с которым выступил секретарь парткома товарищ Афанасьев. Конференция обратила особое внимание на необходимость быстрейшего устранения недостатков, улучшения партийно-организационной и идеологической работы в цехах, потребовала мобилизации коллектива на выполнение государственного плана.
    Инициатором соревнования выступила бригада мастера Рябова из механосборочного цеха. Члены бригады - коммунисты и комсомольцы — обратились к коллективу завода:
15
    «Мы, молодая смена старых большевиков,— писали они, —всей бригадой поступили в комбинат рабочего образования. Изучаем технологию, математику, физику, черчение и специальные предметы. Учеба поможет нам работать лучше. Мы обязуемся учиться и дальше, чтобы пополнить ряды пролетарской инженерно-технической интеллигенции.
    Мы готовы отдать все наши силы, все умение на овладение техникой, на выполнение производственного плана. Вызываем на соревнование все бригады завода.
    Члены ударной бригады: Рябов, Степанов, Головин, Монахов, Борисов, Мазников, Стороников, Петрушкина, Загибашев, Паксюткин».
    Обращение бригады Рябова получило широкий отклик. Соревнование охватило все цехи и участки. Январская программа была выполнена, а заготовительные цехи создали необходимый задел деталей на февраль.
    В феврале 1932 года, в дни работы XVII партийной конференции, коллектив саратовского завода стал инициатором социалистического соревнования среди предприятий сельскохозяйственного машиностроения.
В обязательствах коллектива был, в частности, такой пункт: «Охватить технической учебой всех производственных рабочих, освоить инструмент, оборудование и технологический процесс обработки деталей, изучить конструкцию комбайна».
    За учебу взялись все. Руководили этим важным делом инженеры, лучшие специалисты. Выполняя свои обязательства, рабочие настойчиво, с огромным упорством осваивали технику. Вот несколько примеров.
    Коммунист товарищ Ивлиев пришел на завод в ноябре 1931 года, не имея представления о комбайне. После четырех месяцев работы и учебы Ивлиев отлично освоил технику. Если сначала на испытание одного комбайна он затрачивал три дня, то после учебы на курсах стал испытывать уже пять комбайнов за два дня.
    На строительстве коммунист товарищ Агапов работал грузчиком, а после пуска завода был переведен на сборку. В первое время ему с трудом удавалось справляться со сборкой одного бункера за смену. После учебы, освоения технологии он стал собирать за смену пять бункеров.
16
    Приближалась третья жатва на колхозных полях. Саратовцам предстояло дать к уборке урожая 1932 года 2000 комбайнов. Задача трудная, если учесть, что завод работал еще неритмично, не справлялся с графиком выпуска машин. Критикуя за это руководителей предприятия в передовой статье от 13 апреля 1932 года, «Правда» указывала, что главной причиной отставания является плохое планирование и безответственное отношение к поставкам заводу со стороны кооперирующихся предприятий.
    Критика в адрес завода глубоко взволновала весь коллектив. В цехах, бригадах, на участках прошли собрания, на которых обсуждались меры по преодолению отставания, успешному выполнению задания партии.
В апреле же было принято Решение ЦК ВКП(б) о работе парторганизации Саратовского завода комбайнов. Коммунисты, обсуждая на внеочередной заводской конференции этот документ, единодушно одобрили его.     Конференция приняла постановление объявить 50-дневный ударник, с тем, чтобы к 1 июля выпустить двухтысячный комбайн.
    В своем обращении ко всем коммунистам, комсомольцам, рабочим и инженерно-техническим работникам завода партком писал:
    «Июнь — решающий месяц в борьбе за выполнение боевого задания партии и правительства. На полях колхозов и совхозов в этом году должно работать 2000 саратовских комбайнов!»
Соревнование за выполнение плана охватило весь коллектив. Инициатором соревнования стал слесарь-сборщик Баканов. Он обязался, начиная с 11 мая работать по две смены. В первую смену, как обычно, он трудился на сборке, а во вторую - руководил бригадой учеников ФЗУ, занятых на доукомплектовании комбайнов. Забота о чести родного завода, стремление успешно выполнить задание партии овладели каждым рабочим, инженером, служащим.
    Бригада мастера А. Железняка решила каждый день работать сверхурочно по четыре часа. За ней последовали бригады Власова, Соболева, Лукьянова. На ударную вахту встали все сборщики. Кузнецы бригады мастера Шитова обязались досрочно подавать заготовки деталей. Наступил решающий месяц — июнь. Работа закипела с новой силой.
        17
    2 июня с конвейера сошло 10 машин.
    3 июня —12.
    4 июня был установлен рекорд — выпущено 15 машин. На одну больше проектной мощности.
    13 июня с конвейера сошло уже 16 комбайнов, а спустя три дня завод довел суточный выпуск до 21 машины.
    Это были героические дни. Каждый старался вложить все силы и умение в выполнение задания. И велика была гордость комбайностроителей, когда они вместе со своими семьями и представителями заводов и фабрик Саратова собрались на погрузочной площадке на митинг, посвященный отгрузке двухтысячного комбайна.
    На этом митинге была учреждена заводская книга Почета, в которую первыми занесли имена талантливого организатора рабочего коллектива, самоотверженного труженика начальника механосборочного цеха П. П. Пчелинцева и лучшей ударницы завода маляра А. Ф. Рукавишниковой.
    Вслед за изготовленными комбайнами на поля Нижней и Средней Волги, Башкирии, Казахстана и Урала поехали инженеры, мастера, рабочие. Мало было сделать машины, надо было еще научить работать на них. 75 инженеров и техников завода стали инструкторами по эксплуатации комбайнов.
    31 декабря в клубе завода состоялось торжественное собрание коллектива, посвященное первой годовщине пуска завода.
    — До сих пор,— сказал в своем выступлении директор завода М. Л. Ветчинкин,— наша страна ввозила комбайны из-за границы. Теперь с пуском нашего завода и других мы освобождаемся от иностранной зависимости, прекращаем ввоз этих машин. Уборку хлебов будут вести комбайны, сделанные руками советских рабочих.
    На торжественном собрании были названы и отмечены премиями многие передовики производства, показавшие за год наилучшие результаты по выпуску комбайнов. Это слесари Кузнецов, Куликов (ремонтно-механический цех), слесарь Семенов, сборщик Ивлиев, мастера Артамонов, Лукьянов (механосборочный цех), точильщик Батурин, Агапов (кузнечно-прессовый цех), модельщик литейного цеха Навротин, машинист Антонов, инструментальщик Водянов, шлифовщик Арсентьев, начальник инструментального цеха Щербаков.
18
    Закончился первый год производственной деятельности большого, но еще очень молодого коллектива. Завод твердо вышел на проектную мощность—14 машин в смену. Как и было обещано, больше двух тысяч комбайнов СЗК приняли участие в уборке урожая на полях страны. Колхозное крестьянство с огромной радостью встретило машины, созданные рабочими Саратова.
    По государственному плану 1933 года заводу предстояло дать к началу уборки 1800 комбайнов. Коллектив взял обязательство выпустить 2000 машин. План и встречное обязательство выполнялись успешно. Об этом свидетельствует передовая «Правды» от 19 мая 1933 года:
    «Лучше других идет Саратовский завод «Комбайн». В первом квартале завод дал 750 комбайнов. В апреле вместо заданных 350 завод дал 365. Саратовцы свое задание — дать к уборочной кампании 1800 комбайнов —должны выполнить».
    В «Правде» сообщалось, что саратовский комбайн 1932 года стоил 8324 рубля, а в 1933 году себестоимость его снижена до 5931 рубля. В числе лучших комбайно-строителей были названы инженер А. С. Тарасюк и начальник отделения М. Е. Кривов.
    Вместе с двумя тысячами комбайнов на село предстояло послать тысячу комбайнеров. 410 человек готовила школа ФЗУ. 250 человек осваивали эту профессию в цехах.
    Готовились стать на время уборки водителями комбайнов и 150 студентов, проходивших практику на заводе. 200 специалистов выезжали с завода в качестве инструкторов для помощи сельским механизаторам.
     16 июня руководство завода доложило ЦК ВК(б) и правительству о том, что предприятие выполнило государственный план и встречное обязательство — на поля отправлено 2000 машин.
     Завод перевыполнил план по изготовлению запасных частей к тракторам и комбайнам, а также по выпуску товаров широкого потребления. Выросла производительность труда, более чем на 30 процентов снизилась себестоимость комбайна.
19