ЗАВОД МЕНЯЕТ ПРОФИЛЬ (1938—1941).
      Перестройка предприятия на выпуск самолетов.

      Саратовские комбайностроители обеспечили сложной зерноуборочной техникой колхозы и совхозы Юга и Востока страны.
      Одновременно коллектив завода решал и другие задачи, выдвигаемые перед ним в условиях быстро развивавшегося народного хозяйства. Так, еще в 1933 году на заводе был организован специальный    цех по ремонту авиационных моторов. Прошло несколько лет после этого обращения к авиации, и по решению правительства молодой коллектив должен был перейти с производства комбайнов на выпуск самолетов. Надо было, по сути дела, создать новое предприятие.
      В августе 1937 года на завод прибыла группа инженеров-авиационников — Л.Д.Арсон, К.Г.Морозов, А.Ф.Белостоцкий, И.М.Мандрица. Несколько позднее приехал главный инженер Н.Я.Мирошниченко. Для освоения производства самолетов правительство установило жесткие сроки.
      Масштабы работ по перестройке предприятия были огромны. Требовалось полностью демонтировать кузнечно-прессовый и литейный цехи с 620 единицами оборудования и поставить в них свыше 500 единиц нового, еще более сложного.
      Нужно было в короткий срок подготовить квалифицированных рабочих, переподготовить весь командный состав. Снова был создан отдел подготовки кадров. Учеба шла всюду — в техникуме, на курсах мастеров, в кружках и группах повышения квалификации.
      2 февраля 1938 года партком заслушал сообщение начальника отдела подготовки кадров А.И.Бережного.
29
      Партийный комитет поставил задачу овладения большим объемом технических знаний. Новый, сложный характер работ требовал более грамотного подхода к решению всех технических вопросов.
      Весной на завод был доставлен образец самолета, по которому предстояло делать машины. Все основные производственные цехи были остановлены, и работавшие в них люди — от подсобника до начальника — переучивались. Зато во вспомогательных цехах и цехах подготовки производства работа не прекращалась ни на минуту. От них зависел быстрейший пуск завода, начало производства самолетов.
      16 августа коммунисты заслушали на своем собрании доклад директора предприятия Ф.С.Малахова. На собрании было отмечено, что для советского народа усилилась опасность войны, особенно в связи с провокацией японской военщины (события у озера Хасан). В этих условиях требовалось безоговорочное выполнение планов.
      Постепенно налаживалась работа цехов. Росли и совершенствовались кадры. В свое время стахановцы завода сыграли решающую роль в резком увеличении производства комбайнов. И теперь, при выпуске более сложной продукции, они показывали высокий класс работы. В ходе освоения производства самолетов выросли новые мастера своего дела. Свыше шести тысяч рабочих прошли заново курс технического обучения. Теперь они применяли полученные знания на практике.
В эти дни завод узнал имена многих новых стахановцев. Это Б.Пыхов, В.Земнов, А.Мартынов, М.Бабкина, Погиблева, Калинцев, П.Бекетов, П.Артемьев, Е.Макеев и другие.
Заводской рекорд 1938 года установил стахановец В.Г.Кулезнев, который 23 декабря выполнил дневную норму на 743 процента.
      Год — срок небольшой, но его оказалось достаточно, чтобы завод комбайнов превратился фактически в новое крупное предприятие по производству самолетов. Благодаря самоотверженной работе всего коллектива за это время была осуществлена перепланировка предприятия, переставлены и смонтированы заново сотни станков, изготовлены тысячи приспособлений, штампов, огромное количество инструмента, создана новая технология.
      В конце года руководители завода доложили правительству об освоении производства самолетов.
30
      В феврале 1939 года в печати были опубликованы тезисы доклада о третьем пятилетнем плане (1938— 1942). Страна готовилась к XVIII съезду ВКП(б). Во всех цехах проходили митинги, собрания, беседы. Коллективы бригад, участков, цехов брали на себя обязательства новыми успехами в труде встретить открытие партийного съезда.
      В ходе предсъездовского соревнования на заводе получили широкое распространение краткосрочные стахановские школы. Ко дню открытия съезда они дали 150 выпусков. Руководили ими лучшие стахановцы, личным примером показывая, как надо работать.
      Решения XVIII съезда ВКП(б), принявшего третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР и выдвинувшего основную экономическую задачу: в течение ближайших 10—15 лет догнать и перегнать главные капиталистические страны в экономическом отношении, вызвали огромный политический и трудовой подъем в заводском коллективе. Соревнование, развернутое под руководством партийной организации, охватило все цехи и участки.
      В апреле сборочный цех перешел на стендовую сборку. Для выполнения группы операций закреплялся определенный стенд, расположенный в такой последовательности, в какой должна проводиться сборка. Каждый рабочий выполнял строго определенную операцию. В результате повысилось качество сборки, поднялась производительность труда. Многие стахановцы начали давать по две нормы в смену. Бригада мастера Полунина, перейдя на стендовую сборку, выполняла за каждую рабочую смену не меньше чем полтора задания. Бригада мастера Панченко предъявляла всю продукцию без дефектов.
      Расширение производства потребовало значительного числа новых руководящих кадров. Вузы и техникумы страны не могли в то время дать нужное количество специалистов авиастроителей. На инженерно-технические должности начали выдвигать лучших рабочих, стахановцем. Сотни недавних рабочих стали мастерами, начальниками отделений и даже начальниками цехов. Известный стахановец С.В.Копов, еще год назад штамповавший штифты, стал начальником крупного отделения и сумел мобилизовать коллектив на успешное выполнение плана.
31
      Сложной современной техникой овладевали широкие массы рабочих. На предприятии родилось движение многостаночников. Токарь Н.Б.Антонов с учеником решил работать на трех станках ДИП-300. Его примеру последовал токарь В.И.Ткачев. Стахановец Цыплаков стал работать на двух станках и выполнять за смену семь норм.
      Наряду с внедрением многостаночного обслуживания на заводе развернулось движение за совмещение профессий.
      1939 год был знаменателен для завода во многих отношениях. Коллектив авиастроителей заметно окреп, уверовал в свои силы. Были созданы необходимые кадры, освоен выпуск самолетов. Переход на стендовую сборку свидетельствовал о дальнейшем техническом прогрессе.
      Работа заводского коллектива проходила в условиях роста напряженности международной обстановки. Летом значительные силы японских милитаристов вторглись в районе реки Халхин-Гол на территории Монгольской Народной Республики, с которой Советский Союз был связан договором о взаимной помощи. Японцы хотели прощупать силу Советского Союза и его готовность к отпору, но были отбиты, понеся большой урон.
      В боях с японскими захватчиками на Халхин-Голе немеркнущей славой покрыл себя воспитанник заводского коллектива летчик В.Г.Рахов.
      ...В группу слесарей-инструментальщиков заводской школы ФЗУ Виктор Рахов пришел в мае 1931 года. Старательный, серьезный паренек быстро освоил специальность и уже через полгода самостоятельно работал в цехе. На заводе Виктор вступил в комсомол, стал комсоргом цеха, организатором молодежи. По его предложению на предприятии был создан парашютный кружок. Вскоре Виктор Рахов поступил в планерную школу Осоавиахима, а затем в школу пилотов.
С огромной настойчивостью осваивал он специальность летчика. Весной 1932 года по комсомольской путевке он направляется на учебу в знаменитую Качинскую военную школу летчиков. После успешного окончания ее он служит в частях истребительной авиации, а затем работает летчиком-испытателем, принимает участие в воздушных парадах в Тушине.
32
      Во время боев с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол Рахов уничтожил восемь вражеских самолетов. За доблесть и мужество в боях ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
      29 августа 1939 года В.Г.Рахов умер от тяжелой раны, полученной в воздушном бою.
Именем В.Г.Рахова названа одна из центральных улиц Саратова. Его имя носят многие пионерские дружины и отряды города.
      В сентябре 1939 года под ударами немецко-фашистских войск в течение нескольких дней рухнула панская Польша, кичившаяся своим военным могуществом. Война подошла вплотную к границам Советского Союза.
      В конце 1939 года империалисты спровоцировали финских реакционеров на войну против СССР. Бои шли в непосредственной близости от Ленинграда — колыбели Октябрьской революции.
Партия, правительство, весь советский народ понимали, что страна стоит на пороге большой войны, и делали все возможное для укрепления могущества Родины. На происки империалистов авиастроители отвечали самоотверженным трудом. 29 ноября завод выполнил годовой план на 102 процента. Это был выдающийся успех молодого коллектива, за год с небольшим освоившего серийный выпуск самолета.
      Трудовыми успехами встретили саратовские авиастроители 1940 год.
      Поднялись над заводом самолеты.
      В июне 1940 года перед саратовцами была поставлена сложная и ответственная задача: в короткий срок освоить новый самолет. Не было на предприятии человека, который бы не участвовал в ее решении.
      Большое значение для крутого подъема промышленности имел переход с семичасового на восьмичасовой рабочий день и запрещение самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений. Эти меры, введенные по предложению рабочих и служащих Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года, положительно сказались и на работе завода. Укрепилась трудовая дисциплина, повысилась производительность труда.
33
      Архивные материалы, воспоминания ветеранов труда рисуют яркие картины того, как под руководством партийной организации коллектив завода боролся за успешное решение поставленной перед ним задачи.
      Важную роль в этом сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 года «Об ответственности за выпуск недоброкачественной, некомплектной и нестандартной продукции».
      Надо сказать, что еще до издания Указа пример отдельных стахановцев и целых бригад свидетельствовал о растущей культуре труда. За работу без брака первыми на заводе были занесены на доску Почета имена стахановцев — модельщика С.И.Баранова, формовщика К.А.Устинова, слесарей А.В.Братчикова и С.Е.Поцелуева.
      16 августа рабочих и специалистов ознакомили с приказом вновь назначенного директора завода И.С.Левина. Приказ был посвящен вопросам качества и вручению личных клейм лучшим производственникам — М.Н.Маркелову, П.И.Родионову, В.А.Авруцкому, Н.М.Чумаевскому, В.Г.Кулезневу, В.С.Мангутову, А.И.Ахмыстову.
      30 августа в заводском клубе собрались рабочие, инженеры, техники, служащие, чтобы в торжественной обстановке отметить славное пятилетие стахановского движения. 56 процентов рабочих на заводе носили высокое звание стахановцев. Своим трудом они приумножали славу родного предприятия.
      За высокие показатели в работе, активное участие в развитии социалистического соревнования нарком наградил большую группу рабочих, ИТР и служащих завода значками «Отличник социалистического соревнования», в том числе токаря М.Ф.Храмова (ныне Герой Социалистического Труда), начальника цеха Н.В.Востокова, сварщицу А.Рощину, кузнеца Г.И.Царькова, модельщика А.И.Ахмыстова.
      Чем меньше дней оставалось до выпуска новой машины, тем сильнее было трудовое напряжение в цехах. Коммунисты и беспартийные, воодушевленные единой целью — быстрее и лучше выполнить задание Родины, сутками не уходили с завода, пока не выполняли намеченного.
      И вот наступило 30 октября 1940 года. В этот день над заводом поднялась новая машина саратовских самолетостроителей.
34
      Однако производственная программа коллективом не выполнялась. 26 декабря на заводе состоялось партийное собрание. Обсуждался доклад секретаря парткома И.С.Строгалева «Об авангардной роли коммунистов на производстве».
      На собрании были глубоко проанализированы причины отставания завода, намечены меры по улучшению деятельности партийной организации.
      В трудной обстановке, в поисках путей технического совершенствования производства вступили в 1941 год саратовские самолетостроители.
      Коллектив из месяца в месяц наращивал выпуск самолетов. В мае завод достиг проектной мощности.
      В ознаменование такого важного события народный комиссар наградил большую группу передовиков предприятия значком «Отличник социалистического соревнования».