В основе — научно-технический прогресс.
     В первых рядах борцов за технический прогресс на всех этапах существования завода были новаторы производства, рационализаторы и изобретатели.
     В 1971 —1980 годах они неоднократно добивались побед в социалистическом соревновании. За этот период внедрено свыше 26 тысяч рационализаторских предложений и 450 изобретений с годовым экономическим эффектом свыше 12 миллионов рублей.
     Многие новаторы отмечены наградами. Например, электрик Н.Е.Барсуков, слесарь Н.В.Коровин награждены Почетными грамотами ВЦСПС.
     Электромонтажнику А.Н.Солдатову присвоено звание лучшего молодого рационализатора Саратовской области, технологи А.И.Иванова и Л.В.Рогова — лауреаты премии Центрального Совета ВОИР среди женщин.
     36 авторских свидетельств на изобретения получили заводские изобретатели. Среди них заслуженный рационализатор РСФСР Н.Ф.Егоров, слесарь В.И.Васильев, инженеры Г.П.Ковшов, Г.Я.Москаль и другие.
     Более 20 работников завода награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР, Среди них главный металлург Ю.Н.Гайшун, начальник отдела холодной штамповки М.Г.Титов, заместитель начальника цеха Ю.Ф.Карев, слесари Н.А.Федоренко, Г.М.Бондарев и другие.
     Много творческих усилий прилагает коллектив коммунистического труда отдела рационализации и технической информации под руководством ветерана завода А.П.Трофимца.
* * *
115
     Годы десятой пятилетки ознаменовались на заводе крупными достижениями в освоении новой техники, прогрессивной технологии. Плодотворным в этом отношении оказался и 1978 год.
     Впервые на заводе был освоен технологический процесс вибрационного упрочения деталей с помощью специальных установок. В результате срок службы ответственных деталей увеличивается в два раза.
     Наладчиком оборудования А.М.Еремеевым под руководством инженеров было освоено гнутье на прессе крутоизогнутых патрубков из титановых сплавов. В этом же цехе, обеспечивающем завод трубопроводами, были смонтированы и внедрены новые установки для гнутья труб. Это значительно снизило затраты ручного труда, обеспечило высокое качество деталей, по которым подаются горючее и воздух.
     Для развития производства товаров народного потребления в одном из цехов была смонтирована механизированная линия полировки труб.
     Большую работу по освоению электронно-вычислительной техники провел молодой коллектив отдела автоматизированной системы управления производством. Расчеты планов, учет сдачи продукции, техническое нормирование и многие другие операции стали осуществляться с помощью машин, память которых удерживает и перерабатывает данные многочисленных нарядов, рапортов, накладных, личных карточек и других документов. С первых дней руководит отделом АСУП энтузиаст нового дела высококвалифицированный инженер Н.С.Коган, сумевший вырастить и воспитать большую группу специалистов. Участник боев на легендарной Малой земле, получивший партийный билет в политотделе 18-й армии, остается в строю, на передовых позициях технического прогресса.
     В 1978 году комиссия министерства приняла на заводе автоматизированную систему управления в объеме рабочего проекта. К этому времени подразделения завода уже получали 300 видов сводок по различным планово-учетным, статистическим и инженерным задачам.
     7 октября торжественно отмечалась первая годовщина принятия новой Конституции СССР. К знаменательной дате на заводе было развернуто соревнование за досрочное завершение заданий трех лет пятилетки. В числе первых достигли этого рубежа бригады кузнечного цеха, руководимые В.Походиевым, В.Горбуновым, участки цеха сборки самолетов мастеров П.Левина, В.Родионова, В.Иванова и другие.
     О досрочном завершении заданий десятой пятилетки за три года первыми на заводе рапортовали коммунисты токарь А.В.Алексеев, слесарь Ю.И.Рыбаков.
     В начале 1979 года перешел на другую работу Н.С.Денисов. Директором завода был назначен А.И.Кривохижин.
     Нового директора, как и предшественника, с полным правом можно назвать воспитанником заводского коллектива. В 1951 году после окончания авиационного техникума он пришел на завод. Работал слесарем, мастером, руководителем конструкторской группы, начальником цеха. На заводе стал коммунистом. В 1961 году окончил вечернее отделение политехнического института. Более десяти лет работал главным инженером завода.
     Огромное трудолюбие, целеустремленность, техническая эрудиция, умение быстро и точно ориентироваться при решении сложнейших вопросов производства позволили инженеру Кривохижину завоевать авторитет в коллективе. Его творческие достижения отмечены Государственной премией СССР.
     Такую же награду одновременно получил и авиатехник Ю.К.Крутихин.
     С большим интересом знакомились работники завода с вышедшей в свет книгой Л.И.Брежнева «Целина».
     Выступая в заводском Дворце культуры на научно-практической конференции, главный агроном совхоза «Саратовский» Перелюбского района Н.Я.Захаров говорил:
— Для меня и моих товарищей «Целина» стала настольной книгой, ибо она написана о днях нашей молодости, об эпопее, которой мы посвятили многие годы.
     В заводском архиве сохранилось заявление, которое в марте 1955 года подал начальнику отдела кадров шлифовщик инструментального цеха Н.Захаров: «Прошу дать мне расчет в связи с отъездом на целинные земли по комсомольской путевке». Рядом — копия этой путевки, характеристика.

117
     С первых палаток и с первой борозды осваивал Николай со своими товарищами необжитую перелюбскую степь. Работал трактористом. Потом возглавил тракторную бригаду. Был избран председателем колхоза. Окончил заочное отделение сельскохозяйственного института. Награжден орденом Ленина, имеет звание заслуженного агронома РСФСР.
     Н.Я.Захаров вспоминает, как началось шефство авиационного завода над колхозами и совхозами Перелюбского района: шефы прислали в целинный совхоз передвижную электростанцию. С тех пор у перелюбских хлеборобов появились надежные друзья. Не было в районе ни одной крупной стройки, ни одного важного мероприятия, в которых бы авиастроители не приняли участия.
     Ежегодно возводятся благоустроенные дома, производственные помещения, клубы, школы. Ремонтные мастерские получили десятки различных станков, они постоянно пополняются инструментами и материалами. Проложены километры водопроводных линий. Руками шефов смонтированы 56 механизированных токов.
     В последние годы все больше внимания уделяется созданию агрегатов по приготовлению травяной муки и гранул, машин, подготовляющих к скармливанию грубые корма.
     Сотни заводских посланцев выезжают на помощь подшефным в горячие дни весеннего сева и уборки урожая. Тепло принимают хлеборобы заводских лекторов, самодеятельных артистов, выступающих с концертами на полях и токах.
     Авиастроители законно гордятся большими преобразованиями на перелюбской земле. В результате освоения целины и залежей посевные площади под зерновыми культурами в районе увеличились с 75 тысяч до 230 тысяч гектаров, зерна продается государству в 6-7 раз больше, чем прежде. В 3-4 раза увеличилось поголовье скота. Соответственно в несколько раз возросли и поставки продуктов животноводства.
     В заводском производстве видное место занимает продукция, непосредственно идущая для дальнейшего развития сельского хозяйства. В десятой пятилетке начат серийный выпуск высокопроизводительных дождевальных установок «Днепр» ДФ-120. Для оценки их работы в разных районах, выявления конструктивных и других недостатков были организованы испытания в Киргизии, на юге Украины и в Поволжье. В результате заводскими специалистами внесен ряд усовершенствований, которые позволили повысить эффективность полива, увеличить надежность деталей и узлов. 1200 этих сложных высокопроизводительных машин отправлены за пятилетку в колхозы и совхозы 46 областей страны.
118
     От системы бездефектного труда к системе управления качеством.
     В 1979 году органами Госстандарта СССР зарегистрирована внедренная на заводе комплексная система управления качеством продукции на базе стандартизации.
     Саратовская система организации бездефектного труда получила широкое распространение в стране. Творчески применив ее, перешли к управлению качеством на основе разрабатываемых стандартов труженики предприятий Львовской области. Одними из первых в Саратове подхватили этот вернувшийся обогащенным опыт авиастроители.
     Работа началась с глубокого анализа заводской нормативно-технической документации. В итоге были определены направления, требующие создания стандартов предприятия. 75 разработанных и внедренных в производство стандартов создали прочную основу научного управления качеством.
     К этому времени парк работающих на линиях Аэрофлота самолетов Як-40 значительно вырос. Стал увеличиваться и поступающий на завод поток информации о том, как ведут себя в эксплуатации отдельные агрегаты, приборы, механизмы. Для обработки этой информации и последующего контроля за осуществлением принимаемых по ней решений начали использовать электронно-вычислительную технику.
В один из летних дней на завод прибыла делегация работников аэропорта Быково. Столичные авиаторы, первыми начинавшие эксплуатацию на пассажирских авиалиниях самолетов Як-40, обсудили с саратовцами вопрос, как улучшить техническое обслуживание, сократить простои машин. Встреча закончилась заключением договора о социалистическом содружестве. Авиаторы обязались выполнить годовой план перевозок на самолетах Як-40 раньше срока, всемерно помогать заводу в проведении испытаний, направленных на увеличение летного ресурса. В свою очередь, заводчане обещали укрепить ремонтную базу эксплуатационников, чутко реагировать на их замечания и предложения. Министерство гражданской авиации высоко оценило проявленную инициативу. Договоры о социалистическом содружестве коллективов стали хорошей традицией, помогающей добиваться трудовых успехов.
119
     В широких масштабах велась работа по организации различного рода испытаний. Во много раз опередили любой Як-40 Аэрофлота по налетанным часам самолеты заводской летно-испытательной станции. Есть на заводе и специальный стенд, на котором часами работают отдельные узлы и агрегаты для определения их ресурсов. В лаборатории испытаний конструкций готовую машину подвергают сверхнагрузкам, чтобы установить запас прочности ее ответственных частей.
     Жесткий контроль с использованием самых современных средств и методов действует на всех стадиях производства. В 70-е годы на заводе созданы десятки участков неразрушающего контроля. Большой творческий труд по внедрению спектрального, радиографического, электромагнитного, капиллярного и других методов контроля внесли инженеры И.И.Мельцер, И.И.Климова, слесарь В.П.Стадник и другие работники центральной заводской лаборатории.
     Сведенные воедино, все эти элементы образовали «каркас» эффективной системы управления качеством. Внедрение комплексной системы управления качеством продукции позволило в условиях освоения самолета Як-42 устойчиво сдавать с первого предъявления 98,6- 98,8 процента продукции, на 2-3 процента в год снижать брак, довести число деталей, узлов, агрегатов с заводским аттестатом качества до 1260 наименований. В пять раз возрос назначенный временной ресурс самолетов Як-40.
     В целом экономический эффект в народном хозяйстве от увеличения ресурса самолетов Як-40 составил за десятую пятилетку свыше шести миллионов рублей.
     В канун 1980 года руководством завода было получено поздравление от Генерального конструктора А.С.Яковлева в связи с передачей иностранным покупателям сотого экспортного самолета Як-40 (к этому времени Аэрофлотом на сделанных в Саратове самолетах было перевезено около ста миллионов пассажиров).
120
     «В большой популярности самолета немалая заслуга принадлежит славному трудовому коллективу вашего завода. Желаем вам больших успехов в создании новейших образцов авиационной техники»,- говорилось в телеграмме.
     В процессе испытаний первых машин Як-42 к качеству работы саратовцев замечаний не было. Но, как часто бывает в авиации, после первых полетов начались поиски путей улучшения технических данных. Были внесены значительные конструктивные изменения, которые позволили увеличить дальность полета. Увеличились емкости для горючего. Чтобы возможно большее число аэродромов могло принимать самолет со 120 пассажирами, предстояло освоить новое шасси с тележкой из двух пар колес, организовать производство сложных механизмов управления закрылками. Более эффективной стала система кондиционирования. Эти и другие усовершенствования потребовали в короткие сроки разработать тысячи новых технологических процессов, изготовить оснастку, развернуть производство деталей и сборку новых агрегатов.
     Отставание завода от графика производства вызвало тревогу в партийных органах. В начале 1980 года на заводе состоялось выездное заседание бюро горкома партии, которое потребовало от парткома и хозяйственных руководителей усиления организаторской и идеологической работы для обеспечения выпуска самолетов в установленные сроки.
     Решение бюро горкома обсуждалось на заводском собрании партийно-хозяйственного актива, партийных и рабочих собраниях. Были определены конкретные меры по устранению недостатков. Строго спросили с руководителей, которые не сумели возглавить людей на борьбу за быстрейшее освоение новой техники. Положение исправилось. Вскоре два модернизированных самолета Як-42 были переданы на эксплуатационные испытания.
     Росту творческой активности авиастроителей способствовало социалистическое соревнование в честь 110-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина. 640 участников Ленинской ударной вахты рапортовали о досрочном завершении к юбилею личных пятилетних планов.

121
     22 апреля тысячи заводчан собрались в сквере около Памятника вождю и учителю мирового пролетариата. На празднично украшенной трибуне все работающие на заводе кавалеры ордена Ленина, члены парткома, руководящие работники предприятия. Звучат фанфары. Их сменяет голос диктора, читающего пламенные строки Маяковского.
     С большим вниманием слушали собравшиеся голос Ленина — записанную на граммофонную пластинку речь «Что такое Советская власть?».
     Один из старейших работников и коммунистов заводской партийной организации В.Н.Феклин в своем выступлении сказал:
-Я родился за год до Великой Октябрьской социалистической революции в крестьянской семье. Наверное,остался бы неграмотным, забитым мужиком,если бы не было в России Ленина, партии коммунистов.
     Яркими, запоминающимися были также выступления участника Великой Отечественной войны инженера В.А.Макарова, кавалера ордена Ленина токаря-расточника А.М.Иночкина, групкомсорга лучшей комсомольско-молодежной бригады А.Солдатова.
     Об итогах ленинской вахты и о том, что надо сделать, чтобы достойно ознаменовать юбилейный год, говорил секретарь парткома В.В.Быстров.
     На трибуне группа октябрят из подшефной школы. Они дают клятву юных ленинцев. Затем лучшие комсомольцы завода повязывают им пионерские галстуки. Звучит призыв:
-Юные пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы!
     На глазах у тысяч людей впервые в своей жизни ребята отдают пионерский салют и дружно отвечают: - Всегда готовы!
     Выступления участников этого митинга-концерта сменяются песнями о Ленине, партии, Советской Родине, дикторской декламацией:
     Чувства людские вспенив,
     Мир взбудоражив борьбой,
     Идет по планете Ленин
     - На все времена живой!
*  *  *
     «Традиции отцов - в наследие сыновьям
» - так назывался вечер трудовых династий. Зал заводского Дворца культуры заполнили люди разных поколений. У многих на груди ордена, медали, знаки ветеранов труда. Рядом со старшими молодежь, те, кому продолжать борьбу за осуществление ленинских заветов.
     Директор завода А.И.Кривохижин, секретарь парткома В.В.Быстров, председатель профсоюзного комитета К.В.Карташов сердечно поздравили А.М.Белова, А.А.Вадяева, П.В.Ковшова, И.Я.Потапова, В.Г.Гугелева, А.М.Янкина и других глав трудовых династий, поблагодарили рабочие семьи, многие из которых в общей сложности отдали заводу более чем по 100 лет самоотверженного труда.
     Виновникам торжества были вручены почетные дипломы и памятные подарки.
     Одним из первых пришел в 1930 году на строительство завода кавалер ордена Октябрьской Революции Александр Михайлович Белов. Более 50 лет ходит он на работу и ни разу не опоздал, не допустил брака, никогда не терял напрасно рабочего времени. Вместе со слесарем Беловым на заводе работают его сыновья, дочери, невестки — семь членов рабочей семьи с трудовым стажем, превышающим полтора века.
     Тепло приветствовали собравшихся представители заводской молодежи, пионеры. В честь рабочих семей исполнили лучшие песни самодеятельные артисты, выступил перед ними солист театра оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского народный артист РСФСР Л.Сметанников.
     2 августа исполнилось 50 лет со дня выхода первого номера заводской многотиражной газеты. В начале 30-х годов многотиражка с боевым названием «Даешь комбайн!» помогала партийной организации бороться за быстрейший пуск завода в эксплуатацию, а затем за увеличение производства степных кораблей. В годы Великой Отечественной войны страницы газеты выходили под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!».
      Под руководством партийного комитета на всех этапах истории завода газета боролась за развитие социалистического соревнования, пропагандировала передовой опыт.    
     В связи с полувековым юбилеем за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию рабочих и служащих, активное участие в мобилизации заводского коллектива на выполнение производственных задач обком КПСС наградил газету «Знамя коммунизма» Почетной грамотой.

123
     На торжественном собрании рабкоров и читателей газеты поздравили с юбилеем, пожелали дальнейших творческих успехов первый секретарь горкома партии Ю.П.Кочетков и первый секретарь райкома КПСС И.К.Герасимчук.
     Развернулась подготовка к исполняющемуся в 1980 году 25-летию системы бездефектного труда. На заводе провели общественный смотр эффективности комплексной системы управления качеством, в ходе которого поступили десятки предложений. Знаменательной дате была посвящена научно-практическая конференция.
     Директор завода А.И.Кривохижин рассказал в докладе, как рождалась в середине 50-х годов на предприятии система бездефектного труда и сдачи продукции с первого предъявления, как она на протяжении четверти века творчески совершенствовалась, создав основу для перехода к научному управлению качеством продукции.
     За 25 лет потери от брака на заводе снизились в 14 раз. По доверенности ОТК стали трудиться 1816 рабочих и 179 мастеров.
     С первых дней рождения системы партком завода и партийные организации цехов и отделов поддерживали и развивали новые формы и методы борьбы за высокое качество. Об этом подробно говорил в докладе, посвященном действенности средств партийного влияния, секретарь парткома В.В.Быстров.
     С интересом были прослушаны также выступления кадрового рабочего Н.И.Никифорова, мастера А.И.Кутищева, председателя секции совета содействия техническому прогрессу при Саратовском обкоме КПСС Л.А.Комарова и других участников конференции.
     Конференция приняла рекомендации, в которых определены пути дальнейшего повышения качества и надежности выпускаемой заводом продукции.
     «Десятой пятилетке — ударный финиш!», «XXVI съезду КПСС — достойную встречу!» — под такими лозунгами развертывалось социалистическое соревнование в 1980 году. В честь предстоящего съезда партии было объявлено 26 трудовых ударных недель. Они способствовали подъему трудовой активности в коллективе.
124
    За успешное выполнение социалистических обязательств в честь 63-й годовщины Великого Октября Саратовский обком КПСС, областной Совет народных депутатов, облсовпроф и обком ВЛКСМ признали коллектив завода одним из победителей социалистического соревнования предприятий области.
     22 декабря в подмосковном аэропорту Быково состоялся митинг, посвященный началу эксплуатации самолетов Як-42. Участники митинга отмечали успехи коллектива ОКБ, Генерального конструктора А.С.Яковлева и Саратовского авиационного завода. Затем новый самолет Аэрофлота Як-42 с бортовым номером 42313 поднялся в воздух и доставил пассажиров в Краснодар, пролетев 1400 километров за 2 часа 10 минут.
Задача, поставленная XXV съездом партии, была выполнена.