Главная » Статьи » Статьи о ... » о ...

О самолете Як-38 и его первых летчиках-испытателях.
 Самолет Як-38, созданный коллективом ОКБ А.С.Яковлева во главе со Станиславом Григорьевичем Мордовиным и Виктором Николаевичем Павловым, был предназначен не только как палубный, и для использования его с малых площадок. Это было новое направление в авиастроении - вертикально взлетающий истребитель-штурмовик для защиты кораблей в море и как боевая единица, используемая с малых площадей для взлета, как с бетона, так и с грунта.
 В течении почти двухдесятилетнего эксплуатационного периода в море и на суше самолет дважды модернизировался и, в конечном счете, получил неоднозначные оценки как летного состава ( в зависимости от района эксплуатации - "север-юг" ), так и от инженерно-технических специалистов.
 С моей точки зрения, эта тема сыграла значительную технологическую роль в свой исторический период, т.к. её такие элементы, как применение струйного управления при взлетах и посадках, которые, на мой взгляд, конструктивно и эксплуатационно являются простейшими; система автоматического катапультирования, проявившая себя великолепно во всех случаях. А также механизм управления двигателями(МУД) - кинематика, а не электронное устройство, как предполагали иностранные технические аналитики.
 Правильно говорят: всё гениальное - просто.
 Только благодаря этому, почти за 20 лет её эксплуатации, и не смотря на то, что этот самолёт открыл в области самолетостроении новое направление, объединив истребительную и вертикальную тематику, мы прошли этот путь весьма достойно с относительно малыми издержками.
 С моей точки зрения, этот самолёт сошел с эксплуатации с нераскрытыми резервами. Напрашивалась необходимость внедрения доработки по автоматическому переводу сопел подъемно-маршевого двигателя(ПМД) после взлета, что сократило бы время режима разгона и разгрузило бы летчика.
 Во-вторых, необходимо было закончить программу, начатую Олегом Григорьевичем Кононенко, по исследованию возможности запуска подъёмных двигателей во время разворота со средними перегрузками.
 Потеря Олега приостановила эту работу. И только через значительное время после завершения её - стало ясно, насколько она была полезной. Возможность захода на посадку, практически с "виража", значительно сокращает расход топлива в полете.
 На МАКС-е в г.Жуковском не успели продемонстрировать все возможности этого самолёта, включая и сложный пилотаж, который прекрасно смотрелся бы с вертикальным маневром, и заход на посадку с "виража".
 Всё это ушло в небытие. Очень сожалею!
 Хочется думать, что ещё придёт время, когда вернёмся к этой теме. Но уже с новыми композиционными материалами, с новыми технологиями, а главное, с новой аэродинамической компоновкой, что придаст самолёту высокую маневренность, и возможно, один подъемный двигатель. Увидеть его было бы весьма интересно!
 Возвращаясь к началу темы, нельзя не отметить роль лётчиков-испытателей:
 Дексбаха Михаила, Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя СССР, который первым поднял машину в воздух, первым сел на авианосец и первым открыл счет серийным самолетам на Саратовском авиазаводе;
 Кононенко Олега Григорьевича, Заслуженного летчика-испытателя СССР, внесшего главный вклад в дело становления, развитие и подготовки летчиков-испытателей Саратовского авиационного завода;
 Хомякова Вадима, Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя СССР,внесшего значительный вклад в организацию военной приемки и подготовки военных летчиков-испытателей;
 Широченко Иван Ивановича и Московцева Николая Степановича.
Категория: о ... | Добавил: ОС (26.12.2013)
Просмотров: 528 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: