Главная » Статьи » Статьи о ... » о ... |
О самолете Як-38 и его первых летчиках-испытателях.
В течении почти двухдесятилетнего эксплуатационного периода в море и на суше самолет дважды модернизировался и, в конечном счете, получил неоднозначные оценки как летного состава ( в зависимости от района эксплуатации - "север-юг" ), так и от инженерно-технических специалистов. С моей точки зрения, эта тема сыграла значительную технологическую роль в свой исторический период, т.к. её такие элементы, как применение струйного управления при взлетах и посадках, которые, на мой взгляд, конструктивно и эксплуатационно являются простейшими; система автоматического катапультирования, проявившая себя великолепно во всех случаях. А также механизм управления двигателями(МУД) - кинематика, а не электронное устройство, как предполагали иностранные технические аналитики. Правильно говорят: всё гениальное - просто. Только благодаря этому, почти за 20 лет её эксплуатации, и не смотря на то, что этот самолёт открыл в области самолетостроении новое направление, объединив истребительную и вертикальную тематику, мы прошли этот путь весьма достойно с относительно малыми издержками. С моей точки зрения, этот самолёт сошел с эксплуатации с нераскрытыми резервами. Напрашивалась необходимость внедрения доработки по автоматическому переводу сопел подъемно-маршевого двигателя(ПМД) после взлета, что сократило бы время режима разгона и разгрузило бы летчика. Во-вторых, необходимо было закончить программу, начатую Олегом Григорьевичем Кононенко, по исследованию возможности запуска подъёмных двигателей во время разворота со средними перегрузками. Потеря Олега приостановила эту работу. И только через значительное время после завершения её - стало ясно, насколько она была полезной. Возможность захода на посадку, практически с "виража", значительно сокращает расход топлива в полете. На МАКС-е в г.Жуковском не успели продемонстрировать все возможности этого самолёта, включая и сложный пилотаж, который прекрасно смотрелся бы с вертикальным маневром, и заход на посадку с "виража". Всё это ушло в небытие. Очень сожалею! Хочется думать, что ещё придёт время, когда вернёмся к этой теме. Но уже с новыми композиционными материалами, с новыми технологиями, а главное, с новой аэродинамической компоновкой, что придаст самолёту высокую маневренность, и возможно, один подъемный двигатель. Увидеть его было бы весьма интересно! Возвращаясь к началу темы, нельзя не отметить роль лётчиков-испытателей: Дексбаха Михаила, Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя СССР, который первым поднял машину в воздух, первым сел на авианосец и первым открыл счет серийным самолетам на Саратовском авиазаводе; Кононенко Олега Григорьевича, Заслуженного летчика-испытателя СССР, внесшего главный вклад в дело становления, развитие и подготовки летчиков-испытателей Саратовского авиационного завода; Хомякова Вадима, Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя СССР,внесшего значительный вклад в организацию военной приемки и подготовки военных летчиков-испытателей; Широченко Иван Ивановича и Московцева Николая Степановича. | |
Просмотров: 528 | |
Всего комментариев: 0 | |