Главная » Статьи » Статьи о ... » о ...

Историческая справка. Часть вторая.
     История коллектива начиналась так:

     Строительство завода. Производство комбайнов.
     В 1929 году было принято решение Правительства о строительстве в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин.
     26 июня 1930 года на южной окраине Саратова были заложены фундаменты корпусов завода зерноуборочных комбайнов марки «СЗК».
     31 декабря 1931 года, через 18 месяцев, и завод был принят государственной комиссией.
     В сентябре 1931года директором предприятия года был назначен Витчинкин Михаил Львович .
     1932 году завод выпустил 1580 комбайнов.
     В 1937 году в эксплуатации было 39000 хлебоуборочных машин.

     Начало производства авиационной техники.
     В связи с угрозой военного нападения на нашу страну по решению Совета труда и обороны 5 августа 1937 года Саратовский завод комбайнов был переориентирован на производство авиационной техники.
     В апреле 1938 г. директором был назначен опытный специалист Малахов Федор Сергеевич. Началась работа по освоению нового производства.
     28 октября 1938 года взлетел первый самолет Р-10, генерального конструктора Немана Иосифа Григорьевича. Обладая огромной, по тем временам, скоростью 370 км/час, Р-10 успешно использовался как мобильный разведчик высокого класса. В 1939 году завод изготовил 135 боевых самолетов.
     В июле 1939 года совершил испытательный полет истребитель И-28 конструкции Яценко Владимира Панфиловича. Это была первая машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км/час.

     Великая Отечественная война.
     С июня 1940 г. предприятие возглавил Левин Израиль Соломонович. Заводу было поручено, в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором Яковлевым Александром Сергеевичем истребителя ЯК-1. С этого года началось многолетнее сотрудничество с КБ А.С. Яковлева.
     В октябре 1940 года первые три ЯК-1 поднялись в воздух.
     22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Все 1418 дней и ночей; трудились авиастроители, давая фронту самолеты - истребители. Летом 1943 года создалась напряженная обстановка на фронтах. Немецкое командование готовилось к наступлению, фашисты начали наносить удары по крупным предприятиям военной промышленности.
     В ночь на 24 июня 1943 года вражеские бомбардировщики разрушили 70% производственных площадей. Под открытым небом цехи продолжали работу. С помощью строителей восстанавливались корпуса. Одновременно шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии. После 80 суток напряженного труда выпуск самолетов достиг прежнего уровня.
     В январе 1944 года освоено производство боевого истребителя ЯК-3. Этот самолет был признан самым легким и маневренным истребителем второй мировой войны.
     На саратовских самолетах сражались французские летчики полка «Нормандия-Неман».
     Вкладом коллектива в Победу над гитлеровской Германией стали выпущенные во время войны 135б9 истребителей ЯК-1 и ЯК-З.
     Труд коллектива отмечен орденами Ленина, Трудового Красного знамени, вручением на вечное хранение переходящего знамени Государственного комитета обороны, которое 28 раз присуждалось заводу по итогам всесоюзного соревнования.

     Выпуск реактивных самолетов, вертолетов.
     Война закончилась, и постепенно страна стала возвращаться к мирной жизни.
     В феврале 1946 года при заводе открылся вечерний филиал авиационного техникума.
     19 апреля 1946 года был испытан первый учебно-тренировочный самолет ЯК-11. Этот самолет с цельнометаллическим крылом стал важной ступенью для перехода в будущем на производство реактивной авиационной техники.
     30 апреля 1949 года над территорией завода промчался первый реактивный истребитель конструкции Лавочкина Семена Алексеевича ЛА-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолета - 3850 кг, максимальную скорость - 1026 км/ч, был легок в управлении.
     Еще более высокие боевые качества имел одноместный многоцелевой истребитель МИГ-15, Генеральных конструкторов Микояна Артема Ивановича и Гуревича Михаила Иосифовича. В октябре 1950 года серийный МИГ-15, изготовленный саратовскими самолетостроителями совершил свой первый испытательный полет.
     В августе 1950 года на завод пришел новый директор Шибаев Алексей Иванович. Под его руководством завод первым в стране освоил производство тяжелых вертолетов.
     28 мая 1952 года вертолет МИ-4 конструкции КБ Миля Михаила Леонтьевича прошел заводские испытания. МИ-4 и сегодня широко используется в народном хозяйстве России в качестве пассажирского и санитарного, для тушения лесных пожаров и работ в Арктике и Антарктике. На МИ-4 установлено 7 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолет был награжден золотой медалью.
     7 августа 1954 года начались заводские летные испытания вертолета ЯК-24. Этот «летающий вагон» в 50-е годы был самым большим в мире вертолетом. В 1955 году сборка вертолета ЯК-24 была передана другому предприятию.
     1955 год завод подготовил к испытаниям всепогодный, ночной истребитель-перехватчик ЯК-25. За годы серийного производства на заводе выпущено 483 самолета ЯК-25, в том числе 406 ЯК-25М и 10 разведчиков ЯК-25Р.
     В 1955 году директором завода был назначен Дубовиков Борис Александрович, наряду с самолетами завод выпускал силосоуборочные и зерноуборочные комбайны, молотилки к зерноуборочным комбайнам, клеточные батареи для птицефабрик, передвижные поселки буровиков «ППБ-5».
     Под руководством Б.А.Дубовикова на заводе была создана система бездефектного изготовления и сдачи продукции с первого предъявления. Под названием «Саратовская система» она получила распространение в стране, способствовала переходу к научному управлению качеством.
     В 1957 году завод возглавил опытный инженер и руководитель Денисов Николай Семенович. Под его руководством осваивались новые виды авиационной и ракетной техники. В 1959 году началось производства высотного разведчика ЯК-27, имеющего скорость 1190 км/час, потолок 19000 м, мощное вооружение. Было выпущено 172 самолета в 7-ми модификациях.

     Производство ракетной техники.
     С 1957 года на заводе началось серийное производство ракет морского базирования и ракет противовоздушной обороны Генерального конструктора Челомея Владимира Николаевича. Крылатые ракеты П-5(4К-34), П-5Д (4К-95), П-6 (4К-48), П-35 (4К-44), «Прогресс» (3М44), П-500 (4К-80) класса «поверхность-поверхность» создана этим КБ, значительно превосходили зарубежные аналоги.
     В 1958 году принято решение о начале выпуска на Саратовском Авиационном Заводе разработанной МКБ «Факел» под руководством Генерального конструктора Петра Дмитриевича Грушина зенитной ракеты 11Д.
     Выпущенные заводом зенитные ракеты многие годы находились на боевом дежурстве. У зенитных ракет, изготовленных в Саратове, оказалась многолетняя судьба. 1 мая 1960 года у города Свердловска этой ракетой был сбит, нарушивший воздушную границу СССР, самолет-шпион У-2.
     О высоком качестве и эффективности этих ракет говорит то, что они поставлялись в ряд зарубежных стран. Хорошую боевую эффективность изделия показали во время войны во Вьетнаме.
     В этот период завод приступил к изготовлению ракет класса «воздух-поверхность» 112У Генерального конструктора Селезнева Игоря Сергеевича. Ракета отличалась большой технологичностью в изготовлении и высокой точностью поражения цели.

     Производство пассажирских самолетов.
     Во второй половине 1965 года завод получил задание освоить производство пассажирского турбореактивного самолета ЯК-40 конструкции А.С. Яковлева. В 1968 году ЯК-40 вышел на внутрисоюзные трассы Аэрофлота. Заводом выпущено 1123 самолета ЯК-40, из них 119 на экспорт, в 19 стран мира. За более чем 30-летнию эксплуатацию самолет показал высокую надежность.
     Самолет ЯК-40 обеспечил комфорт и скорость на местных авиалиниях. Для него характерна предельно легкая, доступная и удобная в обслуживании конструкция. Самолет отличается высокой надежностью, энерговооруженностью, автономностью эксплуатации с малооборудованных аэродромов.
     ЯК-40 первый советский самолет, который сертифицирован по западным нормативам летной годности FAR-25. Сертификаты выданы в ФРГ и Италии.

     Выпуск штурмового истребителя вертикального взлета и посадки.
     В сентябре 1974 года проведены летные испытания серийного образца самолета вертикального взлета и посадки ЯК-36М, ставшего прототипом штурмовика ЯК-38. Участие совместно с ОКБ им. А.С.Яковлева в создании и серийном производстве самолета с вертикальным взлетом и посадкой ЯК-38 и ЯК-38У стало важным периодом в истории завода.
     Потребовалось освоение производства конструкций из новых облегченных алюминиевых сплавов с повышенной удельной прочностью.
     Сложной задачей было выполнение необычно весомых требований и заданных балансировочных характеристик самолета, обработка системы взаимодействия реактивного и аэродинамического управления самолетом на вертикальном и переходных режимах полета.
     Два года потребовалось заводу для освоения и начала серийного производства летательного аппарата такого класса.
     В 1975 году первая эскадрилья поступила на вооружение Военно-Морских Сил страны.

     Социальная сфера.
     Силами заводского коллектива создана огромная социальная структура: жилой фонд, детские учреждения, дом отдыха, Дворец культуры, больничный корпус, профилакторий с плавательным бассейном.
     Созданный заводом в 30-х годах ХХ-го века совхоз «Комбайн» давал авиастроителям сотни тонн мяса, молока, фруктов, был лучшим подсобным хозяйством министерства авиационной промышленности.

     Наши герои.
     За всю историю завода высших наград страны удостоены 11 представителей трудового коллектива:

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА:

1939 г. Рахов Виктор Георгиевич, летчик-истребитель.
За мужество и героизм в боях у реки Халхин-Гол.

1943 г. Рогожин Василий Александрович, летчик-истребитель.
За мужество и героизм в боях под Киевом

1944 г. Аврорский Николай Иванович, командир стрелкового батальона.
За мужество и героизм при форсировании реки Висла.

1944 г. Кондаков Виктор Александрович, летчик-штурмовик.
За мужество и героизм при штурме вражеских позиций.

1945 г. Путин Александр Дмитриевич, летчик-штурмовик.
За мужество и героизм при штурме вражеских позиций.

1957 г. Головачев Семен Дмитриевич, летчик-испытатель.
За героизм и мужество при испытании авиационной техники.

ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА:

1963 г. Мирошниченко Николай Яковлевич, главный инженер завода.
За выдающиеся достижения в создании новых образцов авиационной техники.

1963 г. Храмов Михаил Федорович, токарь.
За заслуги в создании новой авиационной техники.

1970 г. Денисов Николай Семенович, директор завода.
За выдающиеся достижения в создании новых образцов авиационной техники.

1977 г. Сухоруков Сергей Иванович, токарь.
За заслуги в создании новой авиационной техники.

ГЕРОЙ РОССИИ:
1995 г. Работа Василий Григорьевич, летчик-испытатель.
За мужество и героизм, проявленный при испытании новых образцов специальной техники.

     Производство ЯК - 42.
     28 октября 1977 года прошел заводские испытания 120 местный пассажирский реактивный лайнер ЯК-42.
     В начале 1979 года завод возглавил выросший в коллективе Кривохижин Александр Иванович. Он вложил много труда в техническое перевооружение, внедрение оборудования с программным управлением, освоение новых видов авиационной техники, за что был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР.
     Проведена большая работа по повышению надежности самолетов ЯК-42, освоению модификаций самолета с вертикальным взлетом и посадкой ЯК-38М, ЯК-38У.
     За большой вклад в развитие отечественного авиастроения и в связи с 50-летием завод был награжден орденом Октябрьской революции.
     В 1985-1987 годах новый директор завода Коняшко Вилли Григорьевич проводил работу по совершенствованию конструкции и увеличению производства самолета ЯК-42.
     В январе 1988 года на должность директора завода был назначен Ермишин Александр Викторович. Он продолжил работу по реконструкции, техническому перевооружению производства, освоению авиационной техники нового поколения.
     Процесс перестройки оказал сильное влияние на дальнейшую судьбу предприятия.
10 января 1991 года Совет Министров СССР принял Постановление «О преобразовании Саратовского Авиационного завода» в коллективное предприятие» с передачей в собственность трудовому коллективу имущества завода, а позднее по решению конференции совладельцев, САЗ стал акционерным обществом закрытого типа.
     Сегодня основной продукцией завода является ближнемагистральный пассажирский самолет ЯК-42. В конструкцию самолета ЯК-42 внесены значительные изменения, направленные на улучшение потребительских качеств, повышение надежности и безопасности полетов.
     Самолет ЯК-42Д сертифицирован авиарегистром МАК и Госавиарегистром КНР.
     Более 150 самолетов ЯК-42 в настоящее время эксплуатируются на авиалиниях России, СНГ, Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Африки, Латинской Америки, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
     Совместно с ОКБ им. Яковлева, возглавляемым Генеральным конструктором Дондуковым Александром Николаевичем, разработана модификация ЯК-42Д с салоном VIP на 39 – 49 пассажиров, благодаря чему освоен рынок самолетов высшего уровня комфорта.

     Новые проекты.
    В 1993-1994 г.г. освоено производство спортивно-пилотажного самолета ЯК-54. Завершается работа по его сертификацию. Создается модификация ЯК-54М для начальной подготовки летчиков ВВС в составе учебно-тренировочного комплекса УТК-ЯК.
     Совместно с ОКБ им. А.С.Яковлева ведется работа по созданию 90-местной модификации самолета ЯК-42Д с увеличением дальности полета до 4000 км. Появление этого самолета на средних магистральных трассах повысит эффективность перевозок без существенных затрат для авиакомпаний.
     Продолжаются работы по созданию семейства высокоэффективных экологических летательных аппаратов нового поколения «ЭКИП» Генерального конструктора Щукина Льва Николаевича. ЭКИП- широкофюзеляжные, безаэродромные летательные аппараты нового типа с аэродинамически несущим корпусом, объединяющим функции крыла и фюзеляжа, большой грузоподъемностью и полезным объемом, в 8-10 раз превышающим объемы современных, сопоставимых по грузоподъемности, пассажирских и транспортных самолетов.
     Ведутся работы по созданию легкого транспортного самолета с принципиально новыми техническими и потребительскими характеристиками.
      Универсальность создаваемой конструкции самолета позволит с минимальными затратами создавать на базе множество высокоэфективных многоцелевых модификаций.

     Технологическая перестройка.
      Закрытое Акционерное Общество «Саратовский Авиационный Завод» и сегодня является одним из крупнейших авиастроительных предприятий России, располагающим большим технологическим, производственным и кадровым потенциалом.
      Несмотря на определенные трудности, связанные с экономикой страны, на заводе в соответствии с утвержденным технико-экономическим обоснованием проводится реконструкция и технологическая перестройка основного производства, которая позволит более эффективно проводить освоение новых образцов авиационной техники.
     Планомерно осуществляется развитие автоматизированной системы управления всем производством с использованием новейших компьютерных систем, позволяющих с высокой степенью достоверности оценивать фактическое состояние дел и решение перспективных задач на большой период.

     Производство товаров народного потребления.
     Наряду с традиционными образцами авиационной техники, завод участвует в создании перспективных образцов потребительской продукции, имеющей спрос на рынке.

     Заключение.
     Коллектив закрытого акционерного общества «Саратовский Авиационный Завод» пройдя сложный 70-ти летний исторический путь, с надеждой смотрит в будущее, связывая свою судьбу с дальнейшим производством авиационной техники и другой продукции, необходимой для страны и на мировом рынке.

     В справочник:

ГОЛОВАЧЕВ СЕМЕН ДМИТРИЕВИЧ /1910 – 1974/.
Герой Советского Союза. «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
     В 1928 году добровольно пошел в Советскую армию, прошел путь от курсанта военной школы в Ленинграде до полковника. В 1929 году закончил военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году – школу морских летчиков. Представитель поколения советских летчиков, которое внесло большой вклад в создание в стране авиационной промышленности.
     В 1934 году командовал экипажем одного из самолетов при полете авиационной делегации по маршруту Москва - Киев - Вена - Рим. О сложности полета и его значении вспоминает член делегации А.С.Яковлев в книгах «Цель жизни» и «Записки конструктора». «Любит летать», - писали о Головачеве командиры в служебных характеристиках. В 1936 году опытного пилота направили на испытательную работу.
     В начале Великой Отечественной войны С.Д.Головачев направлен на Саратовский авиационный завод, где прошла его дальнейшая трудовая жизнь. При приемке самолетов перед отправкой на фронт он 5000 раз поднимал в воздух истребители Як-1 и Як-3. Высокое летное мастерство ярко проявилось в период технической революции – перехода к реактивной авиации. С.Д.Головачев успешно провел испытания первых истребителей Ла-15 (апрель 1949 года) и МиГ-15 (октябрь 1950 года), участвовал в испытаниях следующего поколения боевых реактивных самолетов.
     Звание Героя Советского Союза присвоено за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и шестью медалями.


ДЕНИСОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ /1910 – 1997/.
Герой Социалистического Труда.
Депутат Верховного Совета СССР девятого созыва.
     Трудовую деятельность начал рабочим на железной дороге. В 1939 году окончил Казанский авиационный институт и прибыл по направлению в Саратов на авиационный завод. Работал конструктором, руководителем конструкторской группы, начальником сборочного цеха, заместителем главного инженера. В 1956 году был избран секретарем парткома.
     С 1957 по 1979 год – директор завода. Этот период ознаменован освоением сложных изделий авиационной техники. Организовано серийное производство высотного разведчика Як-27. Выпущено 172 самолета в 7-ми модификациях. Освоено серийное производство ракет морского базирования конструкции ОКБ В.Н.Челомея, зенитных ракет созданных МКБ «Факел» под руководством П.Д.Грушина, ракет класса «воздух-поверхность» КБ генерального конструктора И.С.Селезнева.
     В середине 60-х годов началось пассажирское авиастроение. Н.С.Денисов провел большую работу по перестройке производства, сосредоточил усилия коллектива на выполнении возросших в сравнении с боевыми самолетами требований к обеспечению безопасности полетов, созданию комфорта для пассажиров.
     На заводе выпущено 1123 пассажирских самолета Як-40. Этот самолет стал вторым по массовости (после Ан-24) самолетом Аэрофлота, первым советским самолетом, сертифицированным по западным нормативам летной годности в Италии и ФРГ. В 19 стран поставлено на экспорт 119 машин. Совместно с ОКБ А.С.Яковлева проведены усовершенствования, увеличившие ресурс. В 1977 году прошел заводские испытания 120-местный Як-42.После чего началось серийное производство.
     28 сентября 1974 года директор отправил в полет первый в стране серийный самолет с вертикальным взлетом и посадкой. Огромный труд вложил заводской коллектив в освоение и доводку новой машины. Только по инициативе заводских специалистов в конструкторскую документацию внесено 17 841 изменение. (О производстве Як-36 и Як-38 также см. Кривохижин А.И.).
     За активное участие в создании системы бездефектного труда Н.С.Денисов награжден золотой медалью ВДНХ СССР. Он неустанно воспитывал работников предприятия в духе личной ответственности за честь заводской марки.
     В заводских микрорайонах построены десятки жилых домов и предприятий культурно-бытового назначения.
     Звание Героя Социалистического Труда присвоено в 1971 году за выдающиеся достижения в создании новых образцов авиационной техники. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».

ЕРМИШИН АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ /Род.1948 г./.

     Действительный член академии транспорта РФ, доктор экономических наук. В 1967 году окончил техникум, в 1973 году – политехнический институт, в 1992 году защитил докторскую диссертацию «Управление производственно-хозяйственным комплексом в условиях перехода к рынку».
     Трудовую деятельность на Саратовском авиационном заводе начал слесарем-электриком. Работал контрольным мастером, начальником цеха, начальником производства, заместителем директора по экономическим вопросам. С 1988 года – директор, затем генеральный директор ЗАО «Саратовский авиационный завод». Автор 14 научных трудов, в том числе издание лекций в Стенфордском университете (США), книг «Четвертый ресурс», «Русская дюжина», «Технология созидания».
     Совмещая руководство предприятием с научной деятельностью в условиях переходного периода в экономике, отсутствия госзаказа на авиатехнику разработал и осуществил организационно-технические преобразования, направленные на сохранение авиационного профиля предприятия, высокого научно-технического и кадрового потенциала. По принятому 10.01.1991 года Правительством СССР постановлению завод стал первым в стране предприятием военно-промышленного комплекса, переведенным из государственной формы собственности в коллективную. На этой основе в 1993 году создано закрытое акционерное общество.
      В стиле работы по руководству предприятием сочетаются использование опыта трижды орденоносного коллектива, внесшего значительный вклад в создание крылатой техники ХХ века, с современными экономическими методиками управления. По предметно-замкнутому циклу созданы дочерние предприятия (субзаводы), обладающие полной финансовой самостоятельностью. Производство самолета Як-42Д сертифицировано. Совместно с ОКБ им. А.С.Яковлева ведутся работы по созданию модификаций. Освоен выпуск спортивно-пилотажного самолета Як-54. Ведутся работы по созданию летательных аппаратов нового поколения «ЭКИП» (Экология и прогресс) с аэродинамическим несущим корпусом, объединяющим функции крыла и фюзеляжа, взлетно-посадочным устройством на воздушной подушке. Крупномасштабное внедрение компьютерной техники, система управления качеством, ориентированная на международные стандарты, создают надежную базу для создания на предприятии авиационной техники ХХI века.
     За вклад в развитие авиастроения А.В. Ермишин награжден орденами «Знак Почета», Орла II степени, медалью «За трудовую доблесть».

КРИВОХИЖИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ /1932 – 1994/.
Лауреат Государственной премии СССР.

     По окончанию авиационного техникума в 1951 году был направлен на Саратовский авиационный завод. Без отрыва от производства получил высшее образование. Работал слесарем, конструктором, руководителем конструкторской группы, начальником цеха. В 1968 – 1979 годах – главный инженер – первый заместитель директора, в 1979 – 1985 годах – директор завода.
     Под руководством Кривохижина А.И. проведены реконструкция и техническое перевооружение предприятия для серийного производства крупногабаритных деталей и агрегатов 120-местного самолета Як-42. Большая техническая эрудиция и организаторский талант руководителя способствовали широкому внедрению оборудования с программным управлением, системы автоматизированного управления производством, совершенствованию созданной на заводе в 50-х годах системы бездефектного труда и переходу к научному управлению качеством.
     Большой творческий труд вложен в создание первого в стране самолета вертикального взлета и посадки – машины, сочетающей в себе качества скоростного реактивного самолета и вертолета. На заводе освоено производство конструкций из новых облегченных алюминиевых сплавов с повышенной удельной прочностью, выдержаны жесткие весовые требования и балансировочные характеристики. Совместно с ОКБ им. А.С.Яковлева отработаны системы взаимодействия реактивного и аэродинамического управления самолетом на вертикальном и переходных режимах полета. В 1974 году состоялись летные испытания Як-36М, ставшего прототипом самолета палубной авиации Як-38.
     Вклад А.И.Кривохижина в освоение и серийное производство новых видов авиационной техники отмечен присуждением в 1977 году Государственной премии СССР, награждением его орденами Ленина и Октябрьской революции.

ЛЕВИН ИЗРАИЛЬ СОЛОМОНОВИЧ /1908 – 2001/.
Генерал-майор инженерно-технической службы.

     Большой трудовой путь в авиационной промышленности начал в 1927 году учеником клепальщика на Московском авиационном заводе. В 1930 – 1935 годах служил в Военно-Воздушных Силах, получил техническое образование. После возвращения на завод вырос до заместителя директора. В 1937 – 1940 годах – директор Иркутского авиационного завода. В 1940 – 1950 годах - директор Саратовского авиационного завода.
     На Саратовском заводе под руководством И.С.Левина в 1940 году в трехмесячный срок освоено производство и начат серийный выпуск истребителей Як-1. В период Великой Отечественной войны завод стал одним из основных поставщиков боевых самолетов для ВВС. Внедрение новых технологий литья, штамповки, сварки, поточно - стендовая сборка, организаторская работа в трудовых коллективах обеспечили выпуск 8721 истребителя Як-1 и 4848 – Як-3. Установились тесные связи с воздушными армиями, оказывалась помощь в освоении и ремонте техники. Директор неоднократно вылетал на фронт. Так, под его руководством на Сталинградском фронте по личному заданию маршала Жукова в короткий срок восстановлена боеспособность истребителей в 16-й воздушной армии. Совместно с ОКБ им. А.С.Яковлева по предложениям летного и технического состава улучшались летно-технические характеристики самолетов. Коллективу 28 раз вручалось переходящее знамя Государственного Комитета Обороны. За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов завод награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
     В послевоенный период под руководством И.С.Левина произведена перестройка производства для выпуска реактивной техники. В апреле 1946 году начат выпуск имеющего цельнометаллическое крыло учебно-тренировочного самолета Як-11. В апреле 1949 года директор отправил в испытательный полет реактивный истребитель Ла-15. Одновременно с серийным выпуском Ла-15 произведено освоение обладающего более высокими боевыми качествами МиГ-15.
     После возвращения в Москву И.С.Левин работал на разных должностях в Министерстве авиационной промышленности СССР, был консультантом министра. После ухода на пенсию возглавлял совет ветеранов министерства.
     Награжден двумя орденами Ленина, орденами Кутузова 1 степени и Трудового Красного Знамени.

МИРОШНИЧЕНКО НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ /1901 – 1971/.
Герой Социалистического Труда.

     С детских лет работал по найму. Преодолев большие жизненные трудности, в 1929 году окончил Харьковский технологический институт и поступил в аспирантуру. В 1936 году – начальник отдела технического контроля Харьковского авиационного завода. В 1938 году направлен в Саратов в составе группы авиационных специалистов для перепрофилирования завода комбайнов на производство самолетов. В 1938 – 1947 годах – главный технолог, в 1947 – 1968 годах – главный инженер Саратовского авиационного завода.
     При техническом руководстве Н.Я.Мирошниченко в короткий срок произведена коренная реконструкция, произошло второе рождение завода. Разработанная им структура авиационного производства, планировка цехов выдержала испытание временем. Создан аэродром с необходимыми службами, в цехах установлено 537 новых станков и механизмов, переоборудовано энергетическое хозяйство. В октябре 1938 года поднялся в воздух первый саратовский самолет Р-10 конструкции И.Г.Немана.
     Высокоэрудированный инженер, хороший организатор постоянно вел творческий поиск наиболее эффективных методов производства, увлекал специалистов, новаторов на внедрение передовых методов труда, совершенствование технологических процессов, повышение качества и надежности выпускаемых изделий. Он внес большой творческий вклад в освоение серийного производства около 20 видов авиационной техники. В их числе самолеты Як-1, Як-3, Як-11, Ла-15, МиГ-15, Як-25, Як-27, Як-40, вертолеты Ми-4, Як-24, крылатые ракеты класса «Поверхность-поверхность», зенитные ракеты и другие изделия.
     Н.Я.Мирошниченко пользовался большим авторитетом в коллективе завода и среди работников авиационной промышленности, оказал большое влияние на воспитание специалистов, создававших авиационную технику ХХ века. За активное участие в разработке и внедрении системы бездефектного труда и сдачи продукции с первого предъявления, получившей распространение в стране и за рубежом, награжден золотой медалью ВДНХ СССР.
     Звание Героя Социалистического Труда присвоено в 1963 году за успешное освоение и организацию серийного производства новых видов авиационной техники. Награжден орденом Ленина и четырьмя орденами Трудового Красного Знамени.

РАБОТА ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ /Род.1931 г./.
Герой Российской Федерации, «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

     Впервые поднялся в небо с аэродрома авиационной школы в Пензенской области. В 1955 году окончил Сызранское авиационное училище. В 1956 – 1963 годах служил в частях ВВС в составе группы советских войск в Германии, летал на сверхзвуковых истребителях МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21. В 1963 году, как один из лучших летчиков, направлен командованием на испытания новой авиационной техники. На авиационном заводе в г.Тбилиси за 4 года провел заводские испытания 90 МиГ-21 разных модификаций.
     С 1967 года работает на Саратовском авиационном заводе. Провел летные испытания 192 пассажирских самолетов Як-40, в том числе 27 в экспортном исполнении. Проводил испытания первых выпущенных заводом пассажирских самолетов ЯК-42 и спортивно-пилотажного ЯК-54. В 1975 году в числе первых летчиков-испытателей страны успешно освоил полеты на самолете вертикального взлета и посадки.
     За период около 4-х десятилетий летной работы «долгожитель неба» освоил управление 30 типами самолетов, налетал на них 5400 часов, в том числе 4070 часов в испытательных полетах. Пилот, влюбленный в свою профессию, вложил много труда в воспитание нового поколения летчиков, которому предстоит осваивать крылатую технику ХХI века.
     Творческое мышление опытного авиатора, забота о безопасности полетов способствовали изобретению и внедрению установки, обеспечивающей торможение самолета в случае выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы.
     Звание Героя Российской Федерации Указом Президента РФ присвоено в 1995 году за мужество и героизм, проявленные при испытании новых образцов авиационной техники.


ШИБАЕВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ /1915 – 1991/.
Герой Социалистического Труда,
видный партийный и государственный деятель СССР.

     Трудовую деятельность начал с 15 лет учеником чертежника на заводе Красное Сормово в г.Горьком (ныне Нижний Новгород). Работал конструктором на автозаводе. В 1935 – 1940 годах учился в Горьковском госуниверситете, получил специальность инженера-механика, после чего работал в промышленности. В 1947 – 1950 годах работал на руководящих должностях на вертолетном заводе в Ростове-на-Дону. В 1950 году назначен директором Саратовского авиационного завода.
     В октябре 1950 года отправил в испытательный полет первый МиГ-15. Вскоре выпущенные в Саратове истребители получили боевое крещение на войне в Корее. Вместе с тем, обнаружилось отставание от США в области крупного вертолетостроения. Задача по преодолению этого отставания была поставлена в 1951 году перед коллективами ОКБ М.Л.Миля, А.С.Яковлева и Саратовским заводом. Под руководством А.И.Шибаева в короткий срок проведены отработка чертежей и освоение новых технологических процессов. В мае 1952 года вертолет Ми-4 прошел заводские испытания, началось серийное производство. В августе 1954 года прошел испытания вертолет Як-24. Этот «летающий вагон» в 50-е годы был самым большим вертолетом в мире. Одновременно на заводе продолжался выпуск МиГ-15, освоено производство истребителя-перехватчика Як-25.
     А.И.Шибаев выдвинул на руководящую работу способных специалистов. Многие из них впоследствии возглавляли саратовские предприятия. Большое внимание уделялось директором жилищному и культурно-бытовому строительству, что способствовало закреплению в авиастроении квалифицированных кадров.
     После избрания в 1955 году вторым секретарем Саратовского обкома партии и последовавшего периода многолетнего руководства областью на посту первого секретаря А.И.Шибаев очень активно занимался развитием производства на саратовских предприятиях авиационной техники, обеспечением ее высокого качества и надежности.

Дополнительные сведения.
     В конце 1957 года началось серийное внедрение ракет морского базирования и ракет противовоздушной обороны.
     У истоков внедрения стояли: Дубовиков Б.А., Денисов Н.С., Морозов К.Г., Мирошниченко Н.Я., Прокофьев С.И., Борисов В.С., Гоз И.В., Николаев Б.С., Горохов И.Н.
     Внедрение новой техники беспилотных аппаратов было связано со многими техническими новациями, как в инженерной службе, так и в производстве. На этих изделиях принято важное конструктивно-технологическое решение - использование герметичных отсеков для топлива вместо мягких топливных баков.
     Для выполнения комплексной отработки систем управления ракетами, в том числе и с работающими двигателями на заводе были созданы производства контрольно-испытательной и мотороиспытательной станций, которые обеспечивали выпуск изделий в заданных параметрах.
Специалистами завода разработаны и в последующем внедрены на других предприятиях система обеспечения механической стыковки изделия с пусковой установкой, а также разработана система определения фактического центра тяжести изделия и наведение оси тяги стартового агрегата. Также впервые на нашем заводе была создана лаборатория динамических испытаний (проверка надежности систем при стартовых условиях).
     Первый удар принял на себя коллектив конструкторского отдела, укомплектованный квалифицированными специалистами. Большая подготовительная работа проделана технологической службой завода. Слаженно сработали на выполнение государственного плана коллективы заготовительного, механического и сборочного производств. Особенно нужно отметить коллектив КИСа и МИСа. Большой вклад внесли работники завода по испытаниям и внедрению новой техники на местах их базирования: коллектив цеха 72, работники военной приемки и другие.
     60-е годы ознаменовались внедрением новых модификаций изделий, что повысило значительно технический уровень коллектива завода. Внедрение новой техники ознаменовалось и реконструкцией цехов завода – построен новый корпус №11.
     Труд коллектива завода высоко оценен многими правительственными наградами, а тов. Храмов М.Ф., Мирошниченко Н.Я., Денисов Н.С. были удостоены высокого звания Героя Социалистического труда СССР.

Крылатая ракета П-5(4К-34) класса «поверхность-поверхность» создана КБ под руководством Генерального конструктора В.Н. Челомея.
Крылатая ракета П-5(4К-34) с раскрывающимися в полете крылом являлась составным элементом в системе комплекса реактивного вооружения П-5 для подводных лодок ВМФ и предназначалась для поражения береговых административных зданий, промышленных и военно-морских баз противника. Ракета располагалась в герметичном контейнере вне корпуса подводной лодки.

Крылатая ракета П-5Д (4К-95) класса «поверхность-поверхность» создана КБ под руководством Генерального конструктора В.Н. Челомея.
Крылатая ракета П-5Д с автономной системой управления предназначалась для нанесения удара по крупным опорным пунктам, железно дорожным узлам, портам и поражения живой силы и техники противника. Ракета использовалась как на самоходных пусковых установках, так и в морском флоте при пусках с подводных лодок. Ракета со сложенными консолями крыла, располагалась на носителе в специальном герметичном контейнере.

Крылатая ракета П-6 (4К-48) класса «поверхность-поверхность» создана КБ под руководством Генерального конструктора В.Н. Челомея.
Крылатая ракета П-6 морского базирования применялась для поражения надводных морских целей противника с подводных лодок с поверхности воды.

Крылатая ракета П-35 (4К-44) класса «поверхность-поверхность» создана КБ под руководством Генерального конструктора В.Н. Челомея.
Крылатая ракета П-35 применялась для поражения надводных морских и береговых целей с ракетных крейсеров и самоходных пусковых установок.

Крылатая ракета «Прогресс» (3М44) класса «поверхность-поверхность» создана КБ под руководством Генерального конструктора В.Н. Челомея.
Крылатая ракета «Прогресс» является модификацией крылатой ракеты П-35 и выполняет те же боевые задачи. Однако , применение новейшей аппаратуры управления позволило значительно повысить надежность и вероятность выполнения боевой задачи.

Крылатая ракета П-500 (4К-80) класса «поверхность-поверхность» создана КБ под руководством Генерального конструктора В.Н. Челомея.
Крылатая ракета П-500 морского базирования применялась с ракетных крейсеров для поражения сухопутных и морских надводных целей. Ракета по дальности более чем в два раза превосходит предыдущие конструкции крылатых ракет, отличается очень высокой технологичностью изготовлении и высокой надежностью работы бортовой аппаратуры. Крылатая ракета П-500 по своим техническим характеристикам значительно певосходит все ракеты этого класса, разработанные КБ под руководством Генерального конструктора В.Н. Челомея.

Ракета 112У класса «воздух-поверхность» создана КБ под руководством Генерального конструктора И.С. Селезнева.
Ракета 112У применяется с самолетов-носителей типа МиГ и Су и предназначена для поражения зенитно-ракетных комплексов противника. Ракета 112У отличается большой технологичностью в изготовлении и высокой точностью поражения цели.

Категория: о ... | Добавил: ОС (10.02.2014)
Просмотров: 914 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: